Первые попытки пробиться к южным морям Россия предприняла еще в 80-е годы XVII века, в период правления Софьи. Русские войска дважды - в 1687 и 1689 годах - ходили на Крым, но безрезультатно.
Петр I решил сосредоточить главные усилия на овладении Азовом - одной из сильнейших турецких крепостей в Европе, запиравшей выход из Дона в Азовское море и служившей Турции плацдармом для агрессии в глубь русских земель. Но Первый Азовский поход закончился неудачей. Русская армия не имела флота. После поражения в Преображенском под Москвой, в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске развернулось строительство парусно-гребной флотилии. Весной 1696 года флотилия спустилась Доном к Азову и 27 мая вышла в море. Азов был блокирован полностью, и 18 июля 1696 года гарнизон капитулировал. 21 июля пала турецкая крепость Лютик, прикрывавшая выход в море по Мертвому Донцу. Взятие Азова явилось выдающейся победой России, имевшей важное международное значение.
Задачи обороны южного края и продолжение борьбы с Турцией требовали теперь установления морского господства на Азовском море. Для этого необходим был морской флот, а для флота - гавань.
Вскоре после взятия Азова, 27 июля 1696 года, Петр I с ближайшими соратниками отправился на лодках в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения гавани. В тот же день экспедиция прибыла к высокому, приметному, пустынному мысу, издавна называвшемуся Таган-Рогом. Именно здесь, на мысу Таган-Рог, решено было соорудить гавань для первого в истории России регулярного военно-морского флота.
12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога...» Эту дату принято считать официальным днем основания города Таганрога, первоначально называвшегося Троицком на Таган-Роге.
Современный Таганрог - крупный индустриальный, научный и культурно-исторический центр, один из ведущих морских портов на южных рубежах нашей страны. Среди предприятий города лидирующие позиции занимают "Тагмет", "Красный котельщик", ТАНТК им. Г.М. Бериева, "Красный гидропресс" и другие. Значительную роль в экономике Таганрога играет малый и средний бизнес, дающий примерно треть доходов городского бюджета. В последние годы значительное внимание уделяется развитию сферы сервиса и туризма.
3 ноября 2011 года Таганрогу присвоено почетное звание "Город воинской славы".
https://dumataganroga.ru/city/history.php