Собирая рекордные урожаи и выйдя из невыгодной для нее зерновой сделки, Россия лишила Украину возможности продавать полный объем урожая, деньги от которого шли на закупку оружия. Кроме того, украинское зерно стало причиной конфликта незалежной с ее ближайшими союзниками.
Несмотря на горячую поддержку Украины, Польша, которая в первых рядах союзников Киева, как только дело дошло до ее личных интересов, заняла анти-украинскую позицию по поводу поставок зерна. Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий выложил предвыборный ролик правящей партии «Право и справедливость», в котором заявил, что Варшава не позволит «затопить себя украинским зерном» независимо от решения Еврокомиссии, и продлит запрет на импорт агропродукции после 15 сентября. Тем самым Польша остановила импорт украинского зерна на общий рынок ЕС. Моравецкий практически выдвинул ультиматум Европейской комиссии по поводу ввоза зерна с Украины. Кроме зерна, Польша требует, чтобы в список запрещенных к импорту с Украины продуктов были включены мед и малина.
Медово-малиновые отношения Польши с Украиной закончились, как только это стало невыгодно полякам. Так появилась первая трещина в их союзе.
Поскольку фермеры являются основным электоратом правящей в Польше партии «Право и справедливость», вопрос украинского зерна стал особенно важным для правительства страны, где осенью этого года должны пройти выборы.
5 сентября также состоялась встреча министров сельского хозяйства пяти стран — Польши, Болгарии, Румынии, Словакии и Венгрии, — на которой обсуждался вопрос импорта украинского зерна. На ней глава польского министерства сельского хозяйства отметил, что сопредельные с Украиной страны поддерживают транзит сельскохозяйственной продукции с Украины, особенно за пределы Евросоюза. Еще раз подчеркнув — за пределы. При этом заявил: в контексте истекающего 15 сентября запрета на экспорт украинского зерна в прифронтовые страны, Польша примет решение в соответствии с интересами своих фермеров, и заверил, что «мы не позволим ввозить зерно с Украины в Польшу». Естественно, что Украина восприняла эти заявления как недружественные.
Запрет на импорт пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника с Украины в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию был введен Европейской комиссией в начале мая 2023 года в результате достигнутого с этими странами соглашения об украинской сельхозпродукции.
Первоначально запрет действовал до 5 июня, а затем был продлен до 15 сентября. После этой даты Еврокомиссия разрешила транзит зерновых через территории граничащих с Украиной стран. Болгария и Румыния на это согласились, взяв под козырек, а Варшава устроила настоящий бунт. К ней присоединились Словакия и Венгрия, которые тоже решили продлить запрет на экспорт украинского зерна. Причем Венгрия пошла еще дальше и ввела запрет на импорт сразу 24 видов украинской сельхозпродукции.
«Мы до последнего момента ждали решения Европейской комиссии о сохранении запрета, но Брюссель не прислушался к просьбам восточноевропейских фермеров о помощи, фактически предоставив Украине решать, какую продукцию и в каком объеме она будет экспортировать в Венгрию и другие приграничные страны», — заявил министр сельского хозяйства Венгрии Надь. То есть Польша, Словакия и Венгрия устроили прямо-таки восстание в рамках ЕС.
То есть Польша, Словакия и Венгрия устроили прямо-таки восстание в рамках ЕС. Возмущенный Киев обвинил Варшаву в умышленном создании препятствий для транзита. Пришлось проводить аж девять встреч по вопросу украинского экспорта продовольствия, в которых принимали участие представители Киева, пяти соседних с Украиной стран и Еврокомиссии. Но вариант, который бы устроил Украину, так и не удалось найти.
Начавшись как конфликт вокруг экспорта украинской сельхозпродукции, он перешел уже в плоскость выяснения политических отношений между Украиной и Польшей. Между польскими и украинскими чиновниками произошла открытая стычка. После заявления Марчина Пшидача, советника президента Польши по вопросам внешней политики, что Украина должна «начать ценить ту роль, которую Польша играет для Украины последние месяцы и годы», премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в ответ назвал действия Польши «недружественными и популистскими».
После выступления Пшидача министерство иностранных дел Украины вызвало для объяснений посла Польши. Поляки ответили тут же — и на следующий день вызвали на ковер посла Украины. Дело дошло до того, что в зерновой вопрос вынужден был вмешаться президент Зеленский, написавший в бывшем Twitter, что «эмоциям точно нужно остыть». Но похоже, что конфликтная ситуация вокруг украинского экспорта сельхозпродукции показывает: все устали от конфликта и для каждой страны, как для Польши, так и для Украины, важнее всего собственные интересы, которыми никто не хочет жертвовать. А любая долгосрочная помощь рано или поздно становится обузой. Кроме того, нельзя забывать, что кроме экспорта, между Украиной и Польшей есть и другие спорные моменты. Как, например, оценка событий Волынской резни.
Кроме конфликта вокруг экспорта украинской сельхозпродукции, есть и еще важная проблема — каким путем Киев сможет осуществлять экспорт? Ведь после выхода России из зерновой сделки транспортные возможности Украины были резко сужены, закрыт самый выгодный и быстрый путь через черноморские порты.
Сейчас Украина начала экспортировать зерно через хорватские морские порты, а часть его отправляет по железной дороге. Но железнодорожные перевозки в европейские порты обходятся намного дороже. И украинское зерно становится дороже российского. Кроме того, поскольку Россия не знает, какие именно поставки идут через украинские порты, она подвергает их бомбовым ударам.
Другой вариант, который обдумывает Украина, — это отправлять свое зерно по Черному морю в румынский порт Констанцу, а оттуда по Дунаю зерно должно преодолеть тысячу километров по воде, прежде чем достигнуть хорватского речного порта Вуковар. Но Вуковар не в состоянии справиться с таким объемом, ведь, как сообщает Европейский союз, с августа 2022 по май 2023 года Украина экспортировала более 30 млн тонн зерна и другой сельскохозяйственной продукции в рамках зерновой сделки. Для транспортировки такого количества грузов понадобилось более 1080 судов.
Другой вариант — доставка по хорватским железным дорогам. Но, как пишут эксперты, знающие состояние хорватских железных дорог, они просто не в состоянии обеспечить украинский экспорт зерна. В общем, ни одного из реальных вариантов решения проблемы вывоза украинской сельхозпродукции, кроме Черного моря, нет. А для этого надо, чтобы спонсоры Украины и она сама выполнили требования России, которые та выдвинула для возвращения в зерновую сделку.
А пока ближайшие союзники, Польша и Украина, ссорятся, а перевозчики зерна ломают голову, как относительно быстро и дешево, и какими путями транспортировать украинское зерно, Москва уверенно закрепляет свое доминирование на рынке пшеницы из-за рекордных урожаев и низкой стоимости российского зерна. Кроме того, российские трейдеры шаг за шагом преодолевают финансовые и логистические трудности, с которыми столкнулись после начала специальной военной операции. Россия становится мировым лидером-экспортером зерна. А объявление блокады черноморских портов привело к тому, что у Украины резко сократились возможности экспорта своего зерна, от продажи которого она получала деньги для закупки вооружений.
«У российской пшеницы не так много конкурентов, — считает Элен Дюфло, аналитик рынка зерна в компании Strategic Grains. — В данный момент цену определяет Россия».
А на днях министерство сельского хозяйства США повысило прогноз по российскому экспорту, одновременно понизив прогноз по мировым поставкам, что в очередной раз подчеркнуло доминирующие позиции Москвы на рынке пшеницы. Так что, введя потолок цен на российскую нефть, чтобы в российской казне было меньше денег, США и Евросоюз явно не ожидали, что Россия справится с проблемой с помощью своего зерна.