О причинах и сроках возможного обострения обстановки в закавказской республике, где пока еще тихо. За потоком новостей в нашем ближнем зарубежье трудно угнаться: то там что-то рванет, то тут местный лидер оскандалится... И в результате не успеешь взяться за один вопрос, как другой, еще более острый, его перебивает. И, тем не менее, на фоне трагических событий в Арцахе и нового всплеска эмоций в Ереване, хотелось бы вернуться к недавнему сообщению из Тбилиси о разоблачении подготовки госпереворота.
Хорошо, что его удалось предотвратить. Но для правительства Грузии это весьма опасный сигнал, потому что этим дело вряд ли кончится. И, думается, все идет либо к «цветной революции», либо к еще более жесткому сценарию.
Правительство и парламентское большинство этой закавказской республики, представляющие блок партий «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» (ГМ-ДГ), с точки зрения Запада стали как-то «неправильно» вести себя в отношениях с Россией, особенно после начала специальной военной операции. Да и вообще осмелились позволять себе во внешней политике много лишнего.
Понять американцев и евробюрократов по-человечески можно: к санкциям в отношении Москвы Тбилиси не только не присоединился, но и нарастил объемы торговли. Кроме того, не без выгоды для себя грузины пригрели как «героев Верхнего Ларса» (от них-то прок небольшой), так и немалое количество российских фирм и компаний, которые были вынуждены сменить свое гражданство, чтобы преодолеть пресловутые санкции в отношении России и ее бизнеса.
В этой связи следует отметить, что по данным Georgian National Agency of Public Registry (NAPR), после начала СВО в республике в среднем регистрируется 1300 российских бизнесов в месяц. Экономический эффект от их деятельности, а также от увеличения притока российских туристов по итогам первого полугодия 2023 года привел к тому, что Национальный банк Грузии (NBG) увеличил свои валютные резервы на $1,06 млрд и на конец июня они составили $5,07 млрд.
А тут еще отмена Россией въездных виз для граждан Грузии, возобновление между двумя странами нормального воздушного сообщения, небывалый за последнее время наплыв российских туристов, да еще некоторые подвижки в вопросе возобновления железнодорожного сообщения...
Но и это еще куда ни шло. Грузинское руководство, несмотря на многочисленные намеки, напрочь отказалось открывать против России «второй фронт» на Кавказе, видимо, помня события и, главное, последствия августа 2008 года. И при этом Грузия претендует на то, чтобы стать официальным кандидатом на вступление в ЕС, да и с НАТО поддерживает отношения в рамках пресловутого «Партнерства», участвует в учениях, недавно они проходили на ее территории, и так далее.
Кроме того, претендуя в перспективе на членство в ЕС, Грузия задружилась с Венгрией, премьер которой Виктор Орбан, последовательно отстаивающий суверенность своей страны, раздражает Брюссель и весь коллективный Запад. Причем, как отмечают западные наблюдатели, у грузинского и венгерского руководства сложились «тесные связи и взаимопонимание по ряду принципиальных вопросов международной политики».
Ну да Бог с ней, с Венгрией, ведь дело дошло до того, что грузинский премьер Ираклий Гарибашвили совершил вояж в Пекин, и в документах по его итогам было заявлено о «стратегическом партнерстве» двух стран. Что было расценено в Вашингтоне как «отказ» от аналогичного статуса двусторонних отношений с США, который был зафиксирован еще в 2009 году.
Такое поведение Тбилиси Белый дом явно не устраивает. Поэтому не случайно в ходе слушаний в сенатском комитете по иностранным делам, в ходе которых обсуждалась кандидатура нового посла США в Грузии Робин Данниган, в качестве одной из приоритетных задач для нее ставилась «организация противодействия развороту Тбилиси» в сторону России и Китая. Каким образом — не уточнялось.
И тут вспоминается старая шутка: в США «цветные революции» невозможны, поскольку там нет американского посольства. А в Тбилиси-то оно есть. И настроение у ее превосходительства госпожи посла весьма серьезное, опасное для действующего руководства республики.
Прогноз представляется не очень благоприятным: в Грузии может полыхнуть либо в конце нынешнего, либо в конце будущего года. Формальным поводом для этого будут в первом случае — решение вопроса о предоставлении республике статуса кандидата в ЕС, во втором — парламентские выборы.
Но по порядку. Шансы получить статус кандидата, как считают аналитики британского центра The Economist Intelligence Unit Ltd. (EIU), у Тбилиси «значительно хуже», чем у (спаси Господи!) Украины и Молдавии. Но, тем не менее, они есть.
С одной стороны, предоставлению этого статуса станет препятствовать «неправильное поведение» грузинского руководства, о чем уже сказано выше. К этому следует прибавить импичмент, который готовится для президента республики Саломе Зурабишвили, — ее действия являются сильным раздражителем для правящего блока ГМ-ДГ и правительства. А также учитывать позицию еврокомиссара Жозепа Борреля, которого, судя по утечкам в СМИ, в ходе его недавнего визита в Тбилиси чем-то обидели или разочаровали.
С другой — известен официально провозглашенный курс Брюсселя на увеличение численного состава организации. Британцы также отмечают активную «лоббистскую деятельность», которую якобы ведет другой еврокомиссар Оливер Вархели (Oliver Varhelyi), отвечающий за вопросы политики соседства и расширения организации (EU enlargement commissioner). По информации EIU, этот представитель Венгрии является «человеком Виктора Орбана», который заинтересован в привлечении в состав ЕС своих единомышленников. Причем именно Вархели и его аппарат должны в середине октября передать руководству ЕС свое заключение относительно целесообразности предоставления соискателям статуса кандидата.
При этом следует иметь в виду, что в случае, если Грузия все-таки получит отказ, повторное рассмотрение перенесут на 2025 год, поскольку в 2024 году пройдут выборы в Европарламент и будет формироваться состав нового руководства ЕС. Чем не повод для масштабных выступлений «евроинтеграторов»? Вспомним хотя бы майдан 2013-2014 годов на Украине, и чем он закончился.
Если же Грузия получит статус кандидата, то решительный бой оппозиция наверняка даст в 2024 году, используя накал страстей, вызванных избирательной кампанией, и обвинив действующую власть в нарушениях.
При этом у оппозиции, в первую очередь, у партий «Единое национальное движение» и «Европейская Грузия», а также их союзников, многочисленных НПО, получающих западное финансирование, будет достаточно времени на подготовку. Вот такой, неоднократно апробированный американцами вариант.
Свою роль в этом сценарии станет играть и президент Зурабишвили, вероятность импичмента которой пока представляется довольно слабой. Поскольку в настоящее время у блока ГМ-ДГ явно не хватает 100 парламентских голосов, чтобы этот проект мог преодолеть все возможные препоны. Пока что блок надеется получить еще два ныне пустующих места в ходе довыборов в парламент и привлечь голоса тех партий, которые нередко поддерживают его при голосовании. Однако и их может не хватить.
Хотя фигура президента в парламентской республике, каковой является Грузия, в значительной степени церемониальная, Саломе Зурабишвили, бывшая сотрудница министерства иностранных дел Франции, располагает немалыми возможностями для создания проблем правительству в кризисный период. В частности, у нее хорошие, наработанные годами связи в руководстве ряда европейских стран, а также в ЕС. Кроме того, как президент Грузии, эта дама имеет конституционное право помилования осужденных, которым она, кстати сказать, активно пользуется.
Причем помилования нередко получают, как показывает практика, лица из числа оппозиции, осужденные за акты насилия в ходе антиправительственных акций, и другие малоприятные граждане, деятельность которых направлена на дестабилизацию обстановки в стране. По мнению грузинских экспертов, такое «избирательное человеколюбие» является одной из основных причин, породивших идею попытаться использовать механизм импичмента.
Но вернемся к попытке госпереворота, который удалось предотвратить: во-первых, это не первая попытка оппозиции привлечь бывших подручных Михаила Саакашвили, обосновавшихся на Украине. Вспомним хотя бы их участие в протестных митингах в связи с намерением грузинских парламентариев принять закон об иностранных агентах. Кстати, рискну предположить, что именно выступления этих боевиков из так называемого «Грузинского легиона», запятнавшего себя многочисленными кровавыми преступлениями против мирного населения, расправами над военнопленными, пытками, и подтолкнули грузинских спецслужбистов к отслеживанию активностей этой категории своих бывших соотечественников.
И, во-вторых, не разделяю мнения некоторых моих коллег относительно того, что за подготовкой предотвращенного переворота стоит украинское руководство. Киев сам ничего не решает. Он только выполняет указания свыше — тех, кто ему платит. А платят американцы, все остальные только доплачивают.
Названные в пресс-релизе грузинской контрразведки лица в той или иной степени связаны с Главным управлением разведки Украины (ГУР). Один из них является заместителем начальника этой организации, ответственной за проведение террористических и диверсионных актов в прифронтовой зоне и на российской территории. Упоминаются и боевики из «Грузинского легиона», который курирует ГУР, в его составе имеются спецподразделения, занимающиеся проведение терактов и диверсий. Поэтому слабо верится, что профессиональных диверсантов будут использовать для мордобоя с охраной правительственных зданий.
Им под силу более масштабные задачи. Например, гипотетически рассуждая, взорвать один из магистральных трубопроводов, проходящих через грузинскую территорию, — газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум или нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Не сильно, так, чтобы можно было быстро починить. Тут же главное шум, который наверняка услышан в западных столицах.
На фоне «протестных» беспорядков в Тбилиси, якобы полицейского произвола и других безобразий авария международного масштаба больно ударила бы по позициям руководства страны. В этих условиях появление «грузинского Пашиняна» выглядело бы совершенно логичным. Со всеми вытекающими последствиями...