Этот день в истории: 8 октября 1950 года — атака на аэродром «Сухая речка»8 октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C Shooting Star («Метеор») из состава 49 FBG (истребительно-бомбардировочная эскадрилья) ВВС США вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка».Американской атаке подвергся аэродром авиации Тихоокеанского флота, куда, на время учений перебазировались 821-й истребительный авиаполк 190-й авиадивизии. Под удар американских истребителей попала 1-ая авиаэскадрилья данного полка, находившаяся в тот момент на боевом дежурстве. По официальным данным были повреждены 7 самолетов эскадрильи, один из них — Р-63 был полностью уничтожен, остальные получили повреждения разной степени тяжести.
Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэродрома, после чего удалились в сторону государственной границы.
В момент атаки на аэродром командир полка полковник Савельев В.И. находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, организуя взаимодействие на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы поднять в небо дежурную эскадрилью, высадил лётчиков из самолётов. Это позволило американцам нанести урон и остаться безнаказанными, хотя в оправдание Виноградову можно отметить, что стоявшие на вооружении 821-го полка «кингкобры» не могли тягаться в воздушном бою с F-80.
Впрочем, никакие доводы комсоставу полка не помогли. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка». Из Подмосковья на Дальний Восток была срочно переброшена 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15».
На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН. Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.
Свидетельства очевидцев отличаются от официальной версии. По воспоминаниям В. Н. Забелина, бывшего начальника службы безопасности полетов 76 Воздушной Армии и служившего в том самом 821-ом полку, американцы уничтожили более 20 самолетов.
Нападение он считал провокацией.
Сами же американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики якобы приняли за опознавательные знаки северокорейцев. Однако эта версия уже тогда не выдерживала никакой критики. Очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха и совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. К тому же в день налета была ясная и солнечная погода, что исключала потерю ориентировки американскими пилотами.
При этом утверждение советской стороны об отсутствии потерь среди личного состава так же ставилась под сомнение. Хотя согласно официальной версии человеческих жертв при налете в полку не было (что подтверждает и тот же В. Н. Забелин), однако…
В списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году»
ВВС США атаковали советский аэродром "Сухая речка" 73 года назадСейчас рассказ о том, что летчики могли из-за навигационной ошибки перепутать советский и северокорейский аэродромы, расположенные в сотнях километров друг от друга, кажется фантастическим. Тем не менее именно так звучит официальная версия случившегося.
Напомним, Корейская война началась 25 июня 1950 года. Американцы поддерживали в конфликте Республику Корея: так можно объяснить появление двух истребителей Lockheed F-80C Shooting Star, принадлежащих ВВС США, вблизи советского аэродрома. За штурвалами были летчики Олтон Квонбек и Аллен Дифендорф. По воспоминаниям пилотов можно восстановить цепь событий 8 октября 1950 года. Они указывали на то, что из-за отсутствия радионавигации расчеты делались исходя из направления ветра и его силы.
В тот день полет проходил сначала над облаками, а затем два самолета снизились, увидели дорогу, по которой двигался грузовик, и по ней вышли на аэродром. Там были выстроены порядка 20 самолетов, на зеленых фюзеляжах которых были звезды. Недолго думая пилоты выпустили по ним несколько очередей, развернулись и улетели. Позже они признавались, что были уверены в том, что находятся над корейским аэродромом Чхонджин, а советские звезды спутали с северокорейскими опознавательными знаками. Правда, на обратном пути рядом с побережьем пилоты разглядели остров и удивились: возле Чхонджина такого не должно было быть. Вернувшись, они доложили обо всем командованию.
Что происходило в этот день на советском аэродроме? Во время налета командир полка полковник Савельев на месте отсутствовал, готовясь к учениям, вместо него остался подполковник Виноградов, заместитель командира. Он не дал сигнал на вылет дежурных истребителей. Обоих позже отдали под трибунал и понизили в должности.
В результате налета были повреждены семь советских самолетов, один из них полностью сгорел. Это были Bell P-63 Kingcobra, поставленные в СССР по ленд-лизу. Из личного состава аэродрома не пострадал никто.
- Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что один самолет взорвался, и еще шесть самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более двадцати самолетов, а в полку по штату всего сорок самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали два захода. Расстреляли самолеты "Кингкобры", стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких "МиГов" там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли, - позже вспоминал бывший начальник службы безопасности полетов 76 воздушной Армии полковник Владимир Забелин, участник Корейской войны. Интервью опубликовал портал airforce.ru.
Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко выступил с протестом в ООН. Объяснения от американской стороны последовали лишь спустя 11 дней после случившегося. Президент Гарри Трумэн признал вину США, выразил готовность возместить причиненный ущерб и заявил о дисциплинарных мерах, принятых по отношению к командиру полка ВВС США на Дальнем Востоке и к провинившимся летчикам.
Полковник Забелин уверен в том, что случившееся - не ошибка, а провокация. "Они прекрасно знали, куда летят. Пролетели сто километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились, и прочее, ерунда", - рассказывал он. После этого случая был создан 64-й авиационный корпус, почти всю авиацию Дальнего Востока переучили на новую технику, было также введено боевое дежурство в полках.