12 октября 1924 года обществом друзей воздушного флота были проведены первые Всесоюзные воздухоплавательные состязания12 октября 1924 года обществом друзей воздушного флота были проведены первые Всесоюзные воздухоплавательные состязания, в которых участвовало 8 аэростатов (5 аэростатов объёмом по 640 м3, 2 – по 1437 м3 и 1 – 2000 м3). Была достигнута наибольшая высота 2485 м и продолжительность полёта 23 ч 10 мин. Соревнования дали хороший старт развитию отечественного воздухоплавания, хотя из-за отсутствия в те годы необходимой базы воздухоплавательный спорт так и не получил в СССР достаточно широкого распространения.
Победителями состязаний стали Н. М. Канищев и П. Ф. Федосеенко.
Первые Всесоюзные воздухоплавательные соревнованияВ 1924 году состоялось первое всесоюзное соревнование воздухоплавателей, в котором приняло участие 8 газовых аэростатов. Соревнования дали хороший старт развитию отечественного воздухоплавания, хотя из-за отсутствия в те годы необходимой базы воздухоплавательный спорт так и не получил в СССР достаточно широкого распространения.
30 сентября 1922 года в Москве состоялось учредительное собрание, которое возродило Всероссийский аэроклуб. Собранием были проведены выборы членов Совета аэроклуба. Одно перечисление фамилий показывает, что это были известные в истории отечественной авиации и воздухоплавания люди: Анощенко, Арцеулов, Вегенер, Гончаров, Горшков, Знаменский, Инюшин, Канищев, Лапчинский, Макарук, Новицкий, Перетерский, Раевский, Рынин, Татарченко, Фомин, Хахарев, Шабашев, Юрьев, Яцук. Председателем аэроклуба выбрали старейшего русского воздухоплавателя Н.В.Фомина, впоследствии известного конструктора дирижабля «Московский химик-резинщик».
После организационного становления в виде «Общества друзей Воздушного флота» весной 1924 года воздухоплаватели обратились к советской общественности со следующим заявлением: «Во всех зарубежных странах, в которых интересуются воздухоплаванием, где верят в его развитие, из года в год устраиваются воздухоплавательные состязания. Во Франции, родившей свободное воздухоплавание, в Америке, перевезшей его за океан для широкого развития, в побежденной Германии, в маленькой Швеции, наверху, в воздушном океане, испытываются решительность, смелость, умение лучших пилотов страны.
Не для шутки, не для забавы вылетают аэростаты… Знание воздушной среды, глазомер, настойчивость отличают победителей состязаний. Победители – не только спортсмены. Это кадры, которым можно поручить и доверить дело развития воздухоплавания. И недаром Германия, лишенная своих дирижаблей, стала усиленно развивать полеты на сферических аэростатах – она отберет, сохранит кадры работников, которые станут у штурвала командирских рубок дирижаблей.
Задача воссоздания управляемого воздухоплавания в СССР заставляет и нас выявить тех смелых и решительных пилотов, которым мы можем доверить наши первые красные дирижабли… Воздухоплавательный центр ОДВФ СССР организует эти состязания в Москве, но, принимая во внимание всю сложность организации, при недостаточном оборудовании и использовании вместо водорода светильного газа – приходится смотреть на эти состязания как на воздухоплавательные испытания, могущие в дальнейшем вылиться в ежегодные Всесоюзные воздухоплавательные смотры».
Идея проведения воздухоплавательных соревнований принадлежала легендарному отечественному военному воздухоплавателю Н.Д.Анощенко. Николай Дмитриевич в воздухоплавании работал в 1909-1924 годы. В 1916 году он окончил Офицерскую воздухоплавательную школу. Воевал на фронтах Первой мировой и гражданской войн в качестве воздухоплавателя, командира воздухоплавательного отряда и организатора военного воздухоплавания в Красной армии. После увольнения из рядов армии стал сценаристом и режиссером первых советских научно-популярных и учебных фильмов. В 1927 году окончил ГИК-ГТК (ныне ВГИК). Сценарист, режиссер и оператор нескольких советских художественных фильмов. На цветной пленке, которую изобрел Н.Д.Анощенко, был снят первый советский цветной фильм «Праздник труда». Исследователям известны фотографии встреч первого пилота свободного аэростата в советской России Н.Д.Анощенко и первого космонавта в мире Ю.А.Гагарина…
Однако вернемся в 1924 год. Началась подготовка к соревнованиям: спортивная секция ОДВФ приобрела сферический аэростат объемом 2000 м3, разработала правила игры «Погоня автомобилей за аэростатом»; главным исполнителем решений Воздухоплавательного центра ОДВФ по организации соревнований назначили Н.Г.Стобровского. Ему же было поручено составление сметы расходов на организацию и проведение соревнований. Кроме Стобровского, в Оргкомитет состязаний вошли председатель Воздухоплавательного центра Дьяконов, а также представители от Московского отдела ОДВФ и Президиума ОДВФ СССР. Через месяц в помощь Оргкомитету были назначены известные военные воздухоплаватели Е.Сапунов, Рейшах-Рита и П.Николаев.
Уже 22 мая 1924 года Н.Д.Анощенко доложил на заседании Воздухоплавательного центра Спортивной секции ОДВФ, что на участие во Всероссийских соревнованиях поступили следующие заявки: одна от Академии Красного Воздушного флота, три от Высшей Воздухоплавательной школы и одна – от украинских воздухоплавателей. Члены спортивной секции решили, что до утверждения регламента соревнований поступающие заявки считать предварительными, а к соревнованиям допускать только военных пилотов.
4 июня бюро Президиума ОДВФ утвердило дату соревнований, приуроченную ко Дню общества – 13 июля. Однако в силу организационных причин первые Всесоюзные воздухоплавательные соревнования состоялись только 12 октября 1924 года в Москве. Интересное совпадение, о котором неоднократно упоминали участники соревнований: именно в этот день из Германии в США вылетел дирижабль LZ-126. Он был передан союзникам в качестве репараций и получил название «Лос-Анджелес». (До этого советское правительство вело переговоры с немцами о покупке данного дирижабля под названием «Клим Ворошилов».)
Но вернемся к соревнованиям, в которых советские воздухоплаватели впервые мерялись силой. Как извещали расклеенные по всей Москве афиши, во Всесоюзных Воздухоплавательных Испытаниях приняло участие восемь экипажей. В 1924 году в журнале «Воздухоплавание» № 9-10 Николай Стобровский писал: «На Красном Старте – 8 сферических аэростатов. Этого добиться было не просто. И нужно сознаться, что, в конечном счете, это есть результат работы самих воздухоплавателей, доводивших свою работу до крайнего напряжения с одной мыслью – «во что бы то ни стало». Несмотря на все трудности, сопряженные с огромностью замысла, без предварительного навыка (ибо проведение подобных испытаний у нас делается впервые), мы достигли, бесспорно, крупных результатов, как в области организации, так и в области достижений…»
12 октября 1924 года — Проведены первые Всесоюзные воздухоплавательные состязанияВоздухоплавание, летание на аппаратах легче воздуха (в отличие от авиации). До начала 20-х гг. 20 в. термин «В.» обозначал передвижение по воздуху вообще. Зарождение научных основ В. и первые попытки подняться в воздух, используя законы аэростатики, относятся к 18 в. Как свидетельствует летопись, в России попытка подъёма на большом шаре, наполненном дымом, относится к 1731 (записки С. М. Боголепова, воспроизведённые в рукописи А. И. Сулукадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. Х.»).
12 октября 1924 Обществом друзей воздушного флота были проведены первые Всесоюзные воздухоплавательные состязания, в которых участвовало 8 аэростатов (5 аэростатов объёмом по 640 м3, 2 — по 1437 м3 и 1 — 2000 м3). Была достигнута наибольшая высота 2485 м и продолжительность полёта 23 ч 10 мин.