Цитата: Orthodox от 23.10.2023 11:54:48Сюр какой-то. Я правильно понимаю, что это раввин? И ключи от оружейки хранятся только у него? И палестинцы при этом поголовно террористы? Сложно запомнить. Всё чудесатей и чудесатей.
О национализме - в частности, одной древней нации
Моё внимание привлёк один текст, несколько необычный для современногй русской либеральной мысли. И не то, чтобы в нём написано некое откровение про древнюю нацию, но сделан вывод про национализм, как таковой, а древняя нация приведена лишь в качестве иллюстрации.
Суть дела в том, что "Настоящий национализм не обращает внимания на другие народы – вообще, никакого; иные народы в национализме просто не присутствуют. Никаких иных народов нет..."
Звучит занимательно. Текст приведён ниже. (Букв много, пардон муа).
https://kirovtanin.l…48567.html Ольшанский: "Беседовал я сегодня с почтенным дядечкой-историком, автором неплохих книг о Холокосте и приверженцем специфических и всем нам известных воззрений. Дядечка, впрочем, из умеренных (по их меркам, конечно), и даже в 22 году не эмигрировал, а иначе бы и разговора этого не было.
Началось все с того, что он - в исходном своем посте - жаловался на то, что его соплеменникам в эти дни мало сочувствуют. Речь, конечно, шла не про русских - это, в рамках данной картины мира, сообщество крайне низкоранговое, и его эмпатия малоинтересна, - а про самую "передовую" западную общественность, заарабский настрой которой делает сейчас очень-очень больно бывшей нашей либеральной публике. Они же так хотят, чтобы "весь Кембридж и Гарвард" был за них, а он, сюрприз, не за них, какая досада.
Тем не менее, я не удержался и написал ему резонерскую реплику о том, что-де непросто сочувствовать тем, кто наотрез отказывает русским в проявлении ровно тех же национальных чувств, что имеют место сейчас на Ближнем Востоке.
Ну а дальше разговор пошел в предсказуемую сторону.
Дядечка вежливо сказал: я, мол, что-то не припоминаю в русском контексте аналогичных событий, связанных с убийствами и прочим, которые требовали бы такого сочувствия.
Я ему: не припоминаете? Надо же, а когда людей жгли заживо в прямом эфире, это быстро подзабылось? Понимаю. Что тут такого особенного, чтобы об этом помнить.
А дядечка мне - буквально по тексту мемов - а! но ведь это же совсем не схожие события. То есть - натурально - "это другое".
Я ему: отчего же? Коллективное убийство людей по принципу ненависти к чужой идентичности - это другое? Но если Петлюра в 1919 году - уже опять то же самое?
А дядечка мне: но ведь, помимо сознательных убийств, - бывают и убийства по неосторожности...
А я ему: о да! еще бы! И прыгавших из окон людей добивали палками внизу просто по неосторожности. Случайно. В жизни много случайностей.
Переписка типовая, и ее не было бы смысла цитировать, если бы я хотел просто обругать того дядечку. Нет, не хочу, даже имени его, как видите, не называю.
Я хочу сказать о другом.
Важно тут то, что он - это я знаю точно - разговаривал с мной искренне и серьезно, без всяких намерений поиздеваться.
Он, будучи интеллигентом, историком и политизированным человеком в Москве, - действительно ничего не помнил о событиях 2 мая, а когда я ему напомнил - удивился. Причем тут это вообще? Да, прискорбный инцидент, такое бывает, мало ли в криминальной хронике ужасных событий, но у нас-то - Армагеддон, борьба добра и зла, трагедия всего мира! Я вас не понимаю.
О чем это все?
А это все о том, что национализм действительно сильных и умелых в этом деле наций - никогда не строится на рациональной логике и риторике "наших интересов" и "поддержки своих".
Такая логика и риторика - очень популярная в последнее время в России в патриотической среде - выдает слабость национального сознания, его, если угодно, неуклюжее ученичество.
Потому что сам разговор о "нашем и вашем интересе", "нашем и вашем сообществе", и пусть даже разговор самый враждебный, - все равно предполагает признание за "не нашим" - субъектности, одушевленности и, в конечном итоге, объективного равенства ваших позиций, примерно как у аристократов на дуэли.
И это - наивный взгляд.
Настоящий глубинный националист - вроде моего дядечки, то есть националист корневой, инстинктивный, - так никогда не рассуждает.
У него нет никаких "национальных интересов" и нет никаких "своих", он и слов-то таких не знает.
Зато он твердо знает другое: речь идет о борьбе прекрасных, культурных, добрых, красивых и цивилизованных людей - с инфернальными монстрами.
И то, что прекрасные и цивилизованные все друг другу родственники - это не более чем совпадение, и сама концентрация внимания на нем - уже фашизм.
"Мы" - вовсе не соплеменники, фу такое говорить.
"Мы" - добро, свет, правда и красота.
И нет у нас никаких специальных национальных интересов, потому что наши интересы - это и есть интересы всего человечества, которое обязано нас любить и нас поддерживать. А как иначе-то? - и это, подчеркиваю, искреннее недоумение, - ведь мы же добро и правда.
Ну а если кто находится вне этого круга света, так он или инфернальный монстр, враг человечности (это в том случае, если он чем-то активно недоволен), - либо его просто нет.
Вообще нет.
Кого, говорите, жгли? А! Ну...
Вот это и есть высокий класс национализма - когда этническое чувство полностью отождествляется с нравственным, а круг соплеменников и им сочувствующих - просто с людьми как таковыми, тогда как "иные" - без всяких усилий заведомо вычеркиваются из человечества, оказываясь либо иррациональными чудовищами (например, в Газе), либо пустотой (например, на Донбассе).
И все это - никакие не "схемы пропаганды", но - самое подлинное чувство, от живота, от природы.
А если вы этой картине мира начнете оппонировать, то вы, скорее всего, сошли с ума, ну либо вам заплатили.
А как иначе-то, повторяю?
Это же свет, правда и красота! - и вы против?
Русские, боюсь, такому не научатся никогда."