ИсточникЦитатаЛондон, 26 окт (Рейтер) - Штрафы США на грузоперевозчиков при транспортировке российской нефти в нарушение решения G7 о предельном уровне цен может подтолкнуть больше российских грузов на суда, называемые призрачным флотом, и оттолкнуть от господствующего танкерного флота, сообщило агентство Reuters. Ограничение запрещает западным компаниям предоставлять морские услуги для экспорта российской нефти морским путем, цена на которую превышает 60 долларов за баррель. Оно был разработано для обеспечения поставок нефти на рынки при одновременном сокращении доходов России от энергоносителей, которые она может использовать для финансирования СВО, но оно создало двухуровневый глобальный рынок судоходства. Один уровень опирается на суда, известные как флот-призрак, срок службы которых истек, а это означает, что они подвергаются большему риску протечек и разливов. Другой уровень включает обычные суда, которые пользуются западными услугами для легальных поставок нефти, в том числе из России на условиях ценового ограничения. Большинство из дюжины отраслевых инсайдеров и аналитиков, опрошенных Reuters, заявили, что введение Соединенными Штатами ценового ограничения, вероятно, удержит владельцев G7 от торговли российской нефтью, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Они сослались на возросшие риски и затраты на доказательство соответствия их грузов ценовым ограничениям и заявили, что следствием этого может стать то, что для российских поставок будет использоваться больше судов-призраков. Западные владельцы танкеров в последние месяцы уже снижали поставки по предельным ценам из-за опасений, что рост мировых цен на нефть приведет к тому, что стоимость российской нефти превысит предельную отметку в 60 долларов за баррель. Крупные судовладельцы, включая Teekay, Euronav и Maersk, либо не сразу ответили на запросы Reuters о комментариях, либо отказались от комментариев. Доля российской нефти, экспортируемой судами, базирующимися в ЕС, упала примерно до 20% в октябре с 35% в июне, сказал Иоаннис Пападимитриу из аналитической компании Vortexa. 12 октября Белый дом впервые с момента введения ценового ограничения в декабре ввел санкции в отношении двух танкеров, зарегистрированных в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах, - по его словам, за перевозку российской нефти в нарушение ограничений при использовании услуг США. Судовладельцы также могут отказаться от российских рейсов, если крупнейшие энергетические компании ужесточат требования к судам из-за санкций. Крупные нефтяные компании, включая Shell и BP уже избегают танкеров, которые, как известно, перевозят российскую нефть, сообщают отраслевые источники.
Американский нефтяной гигант Exxon Mobil оказался втянут в скандал, поскольку ранее зафрахтовал один из танкеров, в отношении которых США ввели санкции, - Yasa Golden Bosphorus. Не было никаких предположений, что Exxon нарушила какие-либо правила. Для независимых владельцев, являющихся одними из крупнейших поставщиков нефти в мире, было бы "большим сдерживающим фактором" продолжать операции по ограничению цен, если бы крупнейшие энергетические компании отказались от них, сказал Майк Солтхаус из NorthStandard P & I club. Усиление контроля, необходимое для предотвращения проблем, может привести к непомерному росту расходов. “Все будут трижды проверять, что все, что они делают, является честным. Это сопряжено с издержками и повышает ставки фрахта”, - сообщили Reuters консультанты по энергетике FGE.
Санкции США уже повысили фрахтовые ставки, сообщили Reuters источники в судоходстве. Например, на тарифы на перевозку нефти из российских портов Балтии в Индию особенно повлияли меры США по ограничению цен, поскольку Индия была одним из основных покупателей российского топлива с начала войны на Украине. Однако влияние повышения российских фрахтовых ставок было замаскировано глобальным ростом стоимости фрахта, поскольку потенциальная эскалация конфликта на Ближнем Востоке увеличила премию за риск для судоходства.
ЕЩЕ ПРИЗРАКИ?
В краткосрочной перспективе имеющиеся суда-призраки могут пользоваться особым спросом, что сделает их фрахтование более дорогостоящим. Но в долгосрочной перспективе увеличение закупок подержанных судов может увеличить флот-призрак, сказал Пападимитриу из Vortexa.
Суда флота-призрака, которые, как правило, старше, покрываются незападным, а не западным страхованием, о котором предупреждало Министерство финансов США, учитывая потенциальные экологические риски. “Эти суда могут оказаться не в состоянии оплатить расходы в связи с авариями, в которых они участвуют, включая разливы нефти, которые наносят огромный ущерб окружающей среде, создают риски для безопасности и связанные с этим расходы”, - говорится в сопроводительном заявлении Министерства финансов в день введения санкций. Судовладельцы также взвесят, насколько серьезными могут быть санкции за нарушение ценовых ограничений, сообщили инсайдеры отрасли. Ричард Бронз из Energy Aspects сказал, что рынок принял к сведению, что введение первых санкций было сосредоточено на нишевой российской нефти марки Novy Port и тихоокеанской смеси марки ESPO, которые обычно дороже основного российского экспортного сорта Urals. Санкции в отношении судов, задействованных в перевозке Urals, которые продавались выше предельных цен, могли бы послужить более сильным сигналом, сказал Бронз. Тем не менее, некоторые аналитики говорят, что отмена ценового ограничения может стать способом реального наказания России. Ади Имсирович, директор консалтинговой компании Surrey Clean Energy и ветеран нефтетрейдинга, сказал, что, если G7 действительно хочет навредить России, ей следует снять ограничение, позволить санкциям ЕС / Великобритании работать и ввести вторичные санкции против тех компаний и стран, которые покупают российскую нефть.
Но он сказал, что это очень маловероятно, потому что ценовое ограничение, по крайней мере, позволяет российской нефти поступать, тем самым сдерживая международные цены. "Администрация Байдена уже пошатнулась от повышения цен на нефть, усугубленного беспорядками в Газе, которые потенциально могут перерасти в более широкий ближневосточный конфликт. Последнее, чего хочет администрация, - это еще более высоких цен на нефть на мировом рынке, что приведет к росту цен на бензин в США ", - сказал он.
Кратко. Введение санкций на наши поставки нефти обрушило бы мировой рынок нефти, поэтому американцы придумали ввести "ценовой потолок", выше которого нашу нефть продавать типа нельзя. Контролировалось это угрозой санкций на танкеры, которые возят нашу нефть. В ответ наши (и не наши тоже) закупают старые танкеры, не страхуют их у западных компаний и возят на них нашу нефть с ценой выше потолка. Эти танкеры и называются "теневым флотом" или "флотом-призраком".