Сербскому лидеру все труднее находить баланс между стремлением в Евросоюз и желанием продолжать тесные связи с Россией. Сербию основательно тряхнуло. Толчки были не подземные, а внутриполитические.
Но давайте по порядку. Покинул свой пост 3 ноября глава Агентства информационной безопасности (аналог ФСБ) Александар Вулин.
«США и ЕС требуют моей головы, чтобы не вводить санкции против Сербии. Я не буду причиной шантажа и давления, поэтому подаю прошение об отставке», — заявил он.
Штаты в июле ввели рестрикции против 51-летнего Вулина, обвинив его в коррупции и причастности к наркотрафику, а также в том, что он якобы помогает России расширять влияние на Балканах, содействуя подрыву безопасности и стабильности в регионе.
Авторитетный силовик (ранее он возглавлял также министерство обороны и МВД) публично выступает за «сербский мир». Вулин стал одним из немногих чиновников, кто официально посещал Москву после начала СВО.
Чуть ранее — 1 ноября — президент Александр Вучич объявил о роспуске парламента (Народной скупщины) и назначил дату досрочных выборов на 17 декабря. Тогда же пройдут и местные выборы в 65 городах и муниципалитетах, включая Белград.
«Мы живем в трудное для всего мира время, во время глобальных вызовов, войн и конфликтов, во время, когда нам всем необходимо объединиться в борьбе за сохранение жизненно важных национальных и государственных интересов», — заявил президент.
Замечу, что это будут третьи за последние три с половиной года досрочные выборы!
Что представляет из себя оппозиция? Это набор разношерстных объединений: «Партия свободы и справедливости» (лидер — бывший столичный мэр Драган Джилас), «Народное движение» (создано летом 2023 года Мирославом Алексичем) и «Лево-зеленый фронт», готовый бузить по любому поводу. К ним присоединятся еще несколько небольших партий и движение «Сердце» во главе с бывшим начальником Генштаба Здравко Поношем. На президентских выборах-2022 он занял второе место (18% голосов).
Коалиция получила название «Сербия против насилия». Под этим лозунгом уже более полугода проходят акции протеста. Начались они после двух массовых убийств. 3 мая 13-летний подросток в белградской школе из отцовского пистолета расстрелял девять учеников и охранника. Еще семь человек получили ранения. На следующий день в столичном пригороде 21-летний парень открыл из автомата огонь по прохожим. Восемь человек были убиты, 14 получили ранения.
Больше всех от протестующих достается президенту и кабинету министров. Дело в том, что Сербия относится к числу стран с высоким уровнем владения оружием. В республике с населением в 6,8 млн человек зарегистрировано более 766 тысяч единиц. После майских трагедий Вучич предложил ряд мер по ограничению оборота оружия: двухлетний мораторий на выдачу новых лицензий и пересмотр выданных ранее, снижение возраста уголовной ответственности с 14 до 12 лет и ужесточение ответственности за передачу оружия несовершеннолетнему. Но толпу это не успокоило.
Под градом критики Вучич в конце мая покинул пост лидера Сербской прогрессивной партии. В июне о готовности уйти в отставку заявила премьер-министр Ана Брнабич.
Примечательно, что сразу после объявления решения о роспуске парламента Вучич провел встречу с российским послом Александром Боцан-Харченко.
«Это какая-то форма реакции на требования оппозиционных сил. При этом я подчеркиваю, что он исходит из того, что структура власти должна сохраниться. Плюс ему выборы необходимы и целесообразны для укрепления, на этом он делает особый акцент, единства, консолидации внутри Сербии на фоне давления со стороны Запада, которое ожидается до конца года и в дальнейшем. Давление по двум направлениям — это Косово и антироссийский мир», — заявил после беседы наш дипломат.
Вучич, по его словам, остается сторонником евроинтеграции, но при этом выступает за сохранение отношений с партнерами, в число которых входят Россия и Китай.
События проходят на фоне усилившихся противоречий с частично признанным Косово, где участились столкновения этнических албанцев с проживающими на севере края сербами. В конце октября со стороны Запада была предпринята массированная атака. Сначала Приштину и Белград посетили пять эмиссаров — представитель ЕС на Балканах Мирослав Лайчак, а также дипломаты из США, Германии, Франции и Италии. Они довели новые предложения по созданию сербских муниципалитетов в Косово. Предполагалось, что косовский премьер-министр Альбин Курти и Вучич подпишут соответствующие соглашения в рамках отдельных встреч с лидерами Франции, Германии, Италии и главой европейской дипломатии Жозепом Боррелем. Но президент Сербии отказался это сделать, напомнив о решимости Белграда не признавать независимость автономного края ни де-факто, ни де-юре. После провала этого раунда переговоров на Балканы примчалась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Мое последнее послание: мы все знаем, что мы сможем добиться всех этих шагов вперед и успехов только в том случае, если Косово и Сербия нормализуют свои отношения. Крайне важно, чтобы обе стороны участвовали и сотрудничали. И мы вместе обсуждали тему о том, что Косово могло бы начать процедуру создания Ассоциации муниципалитетов с сербским большинством. А Сербия должна добиться фактического признания Косово», — заявила она.
Вучич, который разрывается между двумя векторами — западным и восточным — как раз и объявил досрочные выборы, чтобы выиграть время и отложить принятие решений по Косово.
Есть у него и еще одна цель — укрепить позиции своей партии, рейтинг которой основательно просел на фоне протестов. Если его сторонники проведут активную избирательную кампанию, то, по прогнозам, коалиция правящей партии и Социалистической партии может получить порядка 44% голосов, привлечь к сотрудничеству попутчиков и вновь сформировать большинство. Блоку оппозиции прочат всего 38%.
Вучич крутится как белка в колесе. Он пытается усидеть сразу на двух стульях: активно продолжать переговоры о вступлении в Евросоюз и одновременно игнорировать антироссийские санкции («из-за моральных принципов»). Президенту, буквально разрывающемуся на части, трудно будет сохранить стабильность в стране. При том, что ситуацию существенно осложняет косовский вопрос. Так что череда досрочных выборов и иных внутриполитических уловок наверняка продолжится. Роль Труффальдино из Бергамо Вучичу явно не подходит.