В САН-ФРАНЦИСКО БИЗНЕСМЕНЫ УГОСТИЛИ СИ ЦЗИНЬПИНА В те минуты, когда Президент Байден обзывал Председателя Си Цзиньпина «диктатором»,
крупнейшие бизнесмены США стоя приветствовали овацией китайского руководителя на званом ужине в его честь. Отсутствие завершающей совместной трапезы должно было подчеркнуть непримиримость хозяина Белого Дома к гостю. Но тот не остался голодным. Популярности Си Цзиньпина в Сан-Франциско мог бы позавидовать самый вдохновенный скрипач или самый изысканный тенор.
400 билетов по 40 тысяч долларов разошлись мгновенно, а десятки опоздавших к кассе Делового Совета США-КНР и Национального Комитета по отношениям США-КНР весь вечер простояли у входа в банкетный зал в ожидании «лишнего билетика». В очереди на фото с главным коммунистом планеты
терпеливо стояли Элон Маск (Tesla), Тим Кук (Apple), Рэй Далио (Bridgewater Associates), руководители NIKE, Pfizer, Qualcomm, Mastercard и «другие заинтересованные лица»… Это была демонстрация несогласия с антикитайской стратегией «глубинного государства», которая ведет две крупнейшие экономики мира к фронтальному столкновению.
Лучшие управленцы Америки стоя рукоплескали лучшему управленцу Китая, который разработал долгосрочную стратегию «Великого возрождения китайской нации» и железной рукой в лайковой перчатке реализует ее точно по плану уже 11 лет. «Капитаны бизнеса» выражали свою благодарность за возможность делать большие деньги в Поднебесной, и в самой Америке. Они выражали надежду на сохранение деловых связей вопреки задиристым обитателям «вашингтонского болота».
В своей речи широко улыбавшийся
Си Цзиньпин обратился к истокам сближения КНР с США во времена «пинг-понговой дипломатии» в 1971 году. Хитрый трюк Чжоу Эньлая и Киссинджера с приглашением в Пекин из Токио американской сборной по пинг-понгу создал дружелюбную обстановку, в которой смогли встретиться Мао Цзэдун и Ричард Никсон. Пять десятилетий спустя
Си Цзиньпин повторил прием «народной дипломатии» и пообещал вернуть в Америку панд, недавно «отозванных» обратно в Китай на фоне ухудшения политического климата.
С трибуны прозвучали и серьезные слова, которые наверняка были сказаны незадолго до этого Президенту Байдену.
«Если мы рассматриваем друг друга как крупнейшего соперника, как главный геополитический вызов и постоянно растущую угрозу, то это неизбежно приведет к плохой политике, плохим действиям и плохим последствиям. Китай хочет быть партнером и другом Америки». Еще Си Цзиньпин повторил свою любимую геополитическую формулу последних месяцев:
«В мире происходи грандиозные перемены, каких не было в течение 100 лет». От Вашингтона и Пекина сейчас зависит их будущее – взаимодействие или конфронтация.
Цена вопросов, поставленных Си Цзиньпином, колоссальна. Она не сводится к сотням миллиардов товарооборота (680 в прошлом году) или капиталовложений.
«Глубинное государство» устами Президента Байдена дало свой ответ, отрицательный. Бизнес-сообщество постарается дать иной ответ, хотя в его распоряжении нет авианосцев и непримиримых «рыцарей холодной войны».
Темная сила «инь» сталкивается со светлой силой «ян». Исход столкновения неизвестен. Словами Председателя Мао Цзэдуна:
«Перспективы светлые, а путь извилистый».