AndreyK-AV ( Практикант ) | |
23 ноя 2023 23:25:39 |
ЦитатаСварка металлов в СССР в период великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
26.01.2017
Главные усилия ученых в период Великой Отечественной войны были направлены на совершенствование боевой техники и технологии ее изготовления. Их деятельность отличалась оперативностью, активным участием в решении конкретных практических задач. Сварка широко использовалась при изготовлении танков, самолетов и другого вооружения и боеприпасов, а также при строительстве предприятий, эвакуированных в восточные районы страны.
Самым большим достижением сварщиков в годы войны следует считать внедрение и всеобщее признание преимуществ автоматической сварки под флюсом, особенно в производстве танков. В этом большая заслуга принадлежит Е. О. Патону и руководимому им коллективу научных сотрудников Института электросварки АН УССР, эвакуированному на Урал.
Автоматическая сварка под флюсом прошла производственную проверку на Уралвагонзаводе им. Ф. Э. Дзержинского еще до войны и с апреля 1941 г. была внедрена в цехе изготовления платформ вагонов. До начала войны было сварено несколько тысяч балок.
Накопленный опыт применения автоматической сварки, большая сварочная лаборатория со штатом квалифицированных инструкторов, наличие базы по изготовлению сварочных приспособлений и сварочных материалов предопределили выбор Е. О. Патоном района Урала как наиболее подходящего места для размещения Института электросварки в период Великой Отечественной войны с целью максимальной помощи фронту. Вскоре на этом предприятии был размещен танковый завод им. Коминтерна, эвакуированный из Харькова.
Война потребовала значительного расширения номенклатуры марок сталей, допускающих применение сварки. До войны была освоена главным образом сварка низкоуглеродистых сталей. Сравнительно редко изготовлялись сварные конструкции из углеродистых и легированных сталей. Поэтому следовало в первую очередь разработать технологию сварки всевозможных высокопрочных легированных сталей, широко встречающихся в артиллерийских системах, минометах, танках и в другой оборонной технике.
Благодаря настойчивости Е. О. Патона в Институте электросварки в первые месяцы пребывания на Урале широко развернулась работа по освоению технологии автоматической сварки под флюсом танковой брони. Одновременно начали внедрять автоматическую сварку при изготовлении артиллерийского вооружения и боеприпасов. Технология сварки высокопрочных сталей не была разработана ни у нас, ни за рубежом. Для научных сотрудников Института электросварки лабораториями стали цехи и участки заводов, выпускавшие оборонную продукцию. В таких условиях пришлось преодолеть много серьезных трудностей.
Научные сотрудники института не оставляли своего места по 10—12 ч в сутки, работали и в выходные дни. И результаты были ощутимые: за пять месяцев 1941 г. были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики.
В январе 1942 г. были сварены под флюсом борта первого в мире сварного танка. Убедительные результаты получены при испытании танка на полигоне. Один борт танка сварили автоматом под флюсом, а другой — вручную. После обстрела танка с весьма короткой дистанции оказалось, что автоматные швы остались целыми, а швы, сваренные вручную, во многих местах были разрушены. Комиссия, проводившая испытания танка, рекомендовала всем танковым заводам внедрить автоматическую сварку под флюсом в производство корпусов танков. С этого времени автоматическая сварка под флюсом начала широко применяться на всех танковых заводах страны.
Е. О. Патон и его сотрудники считали своей священной обязанностью, своей честью быстрее внедрять автоматическую сварку в оборонную промышленность и этим помочь фронту, Советской Армии. В 1942 г. Институт электросварки разработал для заводов Наркомата танковой промышленности и Наркомата боеприпасов 20 проектов установок для автоматической сварки танковых корпусов и 8 — для сварки авиационных бомб и боеприпасов (П. И. Севбо, С. С. Савенко). Применение автоматической сварки под флюсом для изготовления танков сразу же показало исключительные преимущества этого способа. Производительность труда на сварке узлов танка повысилась более чем в 5 раз.
Е. О. Патон лично руководил освоением автоматической сварки под флюсом на заводе им. Коминтерна. Приняв на себя функции сварочного бюро завода, Институт электросварки осуществлял так-, же текущее обслуживание цехов завода по вопросам сварки и термической резки. На этом заводе были смонтированы и пущены 19 установок для автоматической сварки танковых корпусов, была смонтирована и пущена в действие пер-вая в мире поточная линия для изготовления бронекорпусов танков. В поточную линию входили: сборочные стенды, установка для автоматической электросварки под флюсом продольных швов большой длины, станки-автоматы карусельного типа для автоматической электросварки круговых швов, самоходные сварочные головки для сварки продольных швов небольшой длины, самоход-ные головки для сварки круговых швов (рис. 4.1; 4.2). Создание поточной линии дало возможность прекратить выпуск корпусов танков в индивидуальном порядке. Пуск поточной линии освободил для других работ 280 квалифицированных сварщиков, которых заменили 57 рабочих, в основном девушки.
ЦитатаПрименение автоматической сварки под флюсом сыграло важную роль в обеспечении советских войск достаточным количеством первоклассных боевых машин — прославленных танков Т-34, самоходных артиллерийских установок и боеприпасов. Во второй половине 1942 г. советская промышленность уже выпускала танков больше, чем промышленность Германии. В мае 1942 г. Советское правительство наградило Е. О. Патона орденом Красной Звезды за внедрение скоростной автоматической сварки на танковых заводах страны. Это была высокая оценка работы не только Е. О. Патона, но и всего коллектива института, которым он руководил. Сотрудники института — А. М. Сидоренко, П. И. Севбо, В. И. Дятлов, А. И. Коренной, А. М. Макара, Б. Е. Патон, С. А. Островская и М. Н. Сидоренко, отличившиеся при внедрении автоматической сварки под флюсом в бронекорпусном производстве, были премированы.
Со многих заводов в адрес Института электросварки поступали письма с просьбой прислать инструктивный материал, помочь в приобретении аппаратуры и в налаживании сварочного производства. Е. О. Патон, очень загруженный работой по руководству внедрением автоматической сварки в оборонной промышленности, основательно перерабатывает свою книгу «Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса», которая вышла в свет в 1942 г. третьим изданием. Эта книга стала пособием по внедрению скоростной автоматической сварки под флюсом на многих предприятиях страны. Кроме того, на заводы были посланы подробные инструктивные материалы, разработанные научными сотрудниками института.
Для помощи оборонной промышленности во внедрении автоматической сварки под флюсом на заводы Челябинска, Свердловска, Сталинграда, Омска, Горького и др. были направлены все сотрудники института, которые могли работать инструкторами. К концу 1942 г. на танковых, минометных, артиллерийских заводах Советского Союза уже работало около 40 установок для автоматической сварки.
В январе 1943 г. за образцовое выполнение задания правительства по увеличению выпуска танков и бронекорпусов Е. О. Патон был награжден орденом Ленина.
ЦитатаЧтобы обобщить опыт применения автоматической сварки под флюсом в промышленности СССР, по инициативе Института электросварки в январе
1943г. была созвана специальная конференция. Выполняя решения конференции, работники института в том же году написали подробное пособие по автоматической сварке бронеконструкций, которое вышло в свет под редакцией Е. О. Патона.
В 1943 г. Институт электросварки продолжал оказывать помощь военным заводам страны в деле освоения скоростной автоматической сварки под флюсом. В этом году только на заводах Наркомата танковой промышленности уже работало 50 автосварочных установок. Кроме того, институт внедрял автоматическую сварку и на многих других заводах. С помощью скоростной автоматической сварки под флюсом было организовано поточное производство фугасных авиабомб, реактивных снарядов для прославленных «катюш», а также многих других видов вооружения их боеприпасов.
Характерно, что ни в одной стране, кроме Советского Союза, автоматическая сварка под флюсом в танковой промышленности в годы войны не применялась. Лишь в последние месяцы войны по примеру СССР в США начали осваивать сварку под флюсом при постройке бронекорпусов танков и самоходных артиллерийских установок. В этот период в Германии автоматическая сварка бронекорпусов танков так и не была освоена.
Сотрудники Института электросварки (А. И. Коренной и др.) внедрили сварку под флюсом в производство корпусов тяжелых танков ИС на Челябинском танковом заводе им. Кирова.
Широкое применение получила сварка в военное время на Уралмашзаводе в Свердловске. Массовый характер производства ряда деталей потребовал проведения специализации участков, применения стендов для сборки и сварки, внедрения автоматической сварки под флюсом. Большую исследовательскую и экспериментальную работу выполняла сварочная лаборатория завода, особенно важным было освоение сварки бронекорпусных сталей (В. И. Дятлов,
В.Ю. Шишкин, Г. А. Уколов, Е. Н. Уколова и др.). Следует также отметить большую работу в годы войны инженеров В. В. Степанова, П. Я. Куколева, Г. Л. Усенко и др., которые в содружестве с работниками Института электро-сварки А. А. Казимировым, Ф. Е. Сороковским, И. К. Олейником, С. В. Радченко освоили и широко внедрили автоматическую сварку под флюсом в производство боевой техники.
В период 1941—1945 гг. большой вклад в освоение выпуска военной продукции внесли сотрудники лаборатории сварки Горьковского автомобильного завода. За короткое время одновременно с изготовлением автомобилей был освоен выпуск самоходных артиллерийских установок, снарядов для «катюш» и другой продукции для фронта.
В марте 1943 г. Е. О. Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за выдающиеся научно-технические достижения, которые позволили ускорить производство танков и металлоконструкций. За успешное внедрение и освоение в бронекорпусном производстве сварки под флюсом орденом Трудового Красно-го Знамени в 1943 г. награждены сотрудники института Б. Е. Патон и П. И. Севбо, орденом «Знак Почета» — А. И. Коренной, И. К. Олейник,А.М. Сидоренко, медалью «За трудовую доблесть» — Г. 3. Волошкевич, А. М. Макара, С. А. Островская, М. Н. Сидоренко, Ф. Е. Сороковский.
Большую работу по внедрению автоматической сварки на уральских заводах в годы войны проводили также научные сотрудники Института электросварки Г. В. Раевский, А. Е. Аснис, Т. М. Слуцкая, Л. М. Гутман, К. О. Дзевалтовский, А. М. Лапин, М. Я. Горлов, Л. И. Гудима, В. Г. Приходченко, Б. И. Медовар, Д. М. Рабкин, А. А. Супрун, Л. М. Богачек, М. С. Грохотов и др.
В 1944 г. на 52 заводах СССР уже работало свыше 100 автосварочных установок, введенных в эксплуатацию сотрудниками Института электросварки. Применение автоматической сварки в оборонной промышленности дало исключительно большой эффект — позволило резко увеличить выпуск боевых машин, боеприпасов и вооружения высокого качеетва для Советской Армии. Только на танковом заводе им. Коминтерна с помощью автоматов для сварки под флюсом было выполнено 2400 км шва. К концу войны коллектив завода доложил Центральному Комитету Коммунистической партии и Советскому правительству о выпуске Но тысячного тапка. Этот исторический цельносварной танк был поставлен па пьедестал на заводской площади и до сих пор стоит как памятник трудовому героизму советских рабочих, инженерно-технических работников и ученых в годы войны.
О значении работ по автоматизации сварочных процессов, выполненных Институтом электросварки в годы Великой Отечественной войны, директор завода, на территории которого был размещен институт, Ю. Е. Максарев писал: «Чрезвычайную роль сыграли институт и лично Евгений Оскарович в автоматизации процессов сварки. Здесь институтом, при самом живом и непосредственном участии Евгения Оскаровича, проведена гигантская работа. Работа по автоматизации процессов сварки, проведенная Евгением Оскаровичем на заводе, позволила не только решить одну из труднейших проблем военного времени — проблему кадров, но буквально выручила один из важнейших отделов завода, которому без автоматизации сварки было бы чрезвычайно трудно, если не невозможно, справиться со стоящими перед ним задачами».
Высокую оценку работе коллектива Института электросварки в годы Великой Отечественной войны дал Герой Социалнстического Труда В. А. Малышев, который в тот период был народным комиссаром танковой промышленности и заместителем Председателя Совнаркома СССР.