Вот были времена, в аэропорт Хитроу в 1956 году приземлилось аж пять НЛО
новая дискуссияДискуссия459
Цитатасоветская высокопоставленная делегация использовала в качестве транспорта в Портсмут крейсер «Орджоникидзе», а Ту-104 в это же время приземлился в Лондоне. Так Хрущев не отказал себе в удовольствии все же продемонстрировать западному миру реактивную новинку.
По отзывам британской прессы, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день, когда первый Ту-104 улетел, в аэропорту Хитроу приземлился второй экземпляр самолета. Правда, в британских газетах появились сообщения, будто это был один и тот же лайнер, а русские «перекрашивают номера на своем опытном самолете». Тогда Туполев, по согласованию с руководством, тут же направил в Лондон сразу три Ту-104.
Цитатасоветская высокопоставленная делегация использовала в качестве транспорта в Портсмут крейсер «Орджоникидзе», а Ту-104 в это же время приземлился в Лондоне. Так Хрущев не отказал себе в удовольствии все же продемонстрировать западному миру реактивную новинку.
По отзывам британской прессы, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день, когда первый Ту-104 улетел, в аэропорту Хитроу приземлился второй экземпляр самолета. Правда, в британских газетах появились сообщения, будто это был один и тот же лайнер, а русские «перекрашивают номера на своем опытном самолете». Тогда Туполев, по согласованию с руководством, тут же направил в Лондон сразу три Ту-104.
Не совсем так. Эти два года Ту-104 был единственным реактивным пассажирским самолетом в эксплуатации, а не вообще единственным типом реактивных пассажирских самолетов в мире.
До Ту-104 был еще de Havilland Comet (первый в мире реактивный пассажирский лайнер), который с 1952 по 1954 немало налетал в разных уголках мира. Comet летали в компаниях Великобритании, экспортировались во Францию, Индию, Японию, ЮАР, Аргентину, Канаду. США, Бразилия и ряд других стран подписали контракты.
.
.
.
В сентябре 1951-го фирма ВОАС приняла и первый серийный самолет "Комета"1, на котором провели испытания для получения сертификата летной годности, датированного 22 января 1952 г. Второй серийный самолет отправился 2 мая 1952 г. в первый коммерческий рейс по маршруту Лондон - Йоханесбург с промежуточными посадками в Риме, Бейруте, Хартуме, Энтеббе и Марамбе. Путь длиною 10 821 км экипаж ВОАС преодолел за 23 часа 34 минуты.
Стало ясно, что "Комете" по плечу и трансатлантический маршрут. Но ее создатели и корпорация ВОАС продолжили испытания на более безопасных трансконтинентальных трассах. В августе 1952 г. "Комета"1 освоила полеты на линии Лондон - Цейлон с промежуточными посадками в Бейруте, Бахрейне, Карачи и Бомбее. В феврале 1953-го у этого маршрута появилось ответвление с конечным пунктом в Сингапуре и промежуточными посадками в Дели, Калькутте и Рангуне.
В апреле "Комету"1 увидели в аэропорту Токио, куда она прилетела, посетив по пути Бангкок, Манилу и Окинаву. За первый год эксплуатации протяженность маршрутов, освоенных "Кометой"1, составила 43 427 км. Каждую неделю "Кометы"1 корпорации ВОАС находились в воздухе 370 часов и пролетали 196 400 км при средней загрузке 88%. "Комета"1 приносила прибыль ВОАС, однако эксплуатационные расходы реактивного лайнера в три раза превышали расходы поршневого DC-6. Поэтому Де Хевилленд старалась привлечь потенциальных покупателей "Кометы"1, предлагая свой лайнер гораздо дешевле, чем поршневые машины американских конкурентов. Фирма была уверена, что намного опередила своих соперников и затраты на разработку и производство самолетов она компенсирует за счет большего количества проданных машин. Эта уверенность подкреплялась в декабре 1949-го большим портфелем заказов на реактивные лайнеры: две "Кометы"1А закупила компания Канейдиан Пасифик Эрлайнс, две машины - ВВС Канады, три - Эр Франс и три - Юнион АэроМаритаймде Транспорт (ЮТА).
В мае 1953-го "Комета" 1А канадских ВВС выполнила первый трансатлантический перелет из Великобритании в Канаду с двумя промежуточными посадками. От своих предшественниц "Комета"1А отличалась увеличенным до 44 мест пассажирским салоном, двигателями "Гоуст 50-2" с повышенной до 22,25кН тягой и возросшей на 280 км дальностью полета. Эту модификацию лайнера Канейдиан Пасифик Эрлайнс собиралась использовать для регулярных полетов из Канады в Австралию через Тихий океан.
Де Хевилленд постоянно совершенствовала D.H.106. Следующая модификация самолета "Комета" 2Х связана с завершением фирмой Роллс-Ройс разработки более совершенного ТРД с осевым компрессором "Эвон 502". Ее прототип был переделан из "Кометы" 1 и облетан 16 февраля 1952-го с двигателями тягой 29,4кН. Серийная "Комета" 2 отличалась от прототипа удлиненным на 1 м фюзеляжем (за счет этого удалось разместить 44 пассажира), новыми двигателями "Эвон 117" с номинальной тягой 32,58кН, измененным профилем крыла с улучшенными характеристиками в диапазоне малых скоростей. В результате максимальная масса коммерческой нагрузки достигла 6200 кг, увеличилась до 4060 км дальность полета. Кроме традиционных партнеров ВОАС, "Комету" 2 заказали авиакомпании Бритиш Комонуэлс Пасифик Эрлайнс - 6, Джепен Эрлайнс - 2. По 4 самолета зарезервировали латиноамериканские компании Линеа Эропостал Венесуэла и Панэр дю Бразил.
Однако, в 1954 произошли 2 авиакатастрофы и с апреля сертификат типа Comet отозвали на время разбирательств и устранение недостатков. Снова регулярные полеты на Comet с пассажирами возобновились только с 4 октября 1958 года, до этого 4 года реактивный пассажирский лайнер Comet совершал только испытательные полеты без пассажиров, создавались новые версии (Comet 3, Comet 4).
- Ту-104: первый полёт - 17 июня 1955 года, начало эксплуатации - 15 сентября 1956 года. Окончание эксплуатации в 1979 (Аэрофлот), 1981 (ВВС). - de Havilland Comet: первый полёт - 27 июля 1949 года, начало эксплуатации - 22 января 1952 год, перерыв с апреля 1954 по октябрь 1958, потом полеты до 1997. - Boeing 707: первый полёт 20 декабря - 1957 года, начало эксплуатации - 26 октября 1958 года. ...
Таким образом действительно с 15 сентября 1956 по 4 октября 1958 созданный на базе бомбардировщика Ту-16 советский Ту-104 был единственным реактивным авиалайнером в регулярной эксплуатации для перевозки пассажиров. За 2 года было выпущено 34 шт. таких самолётов, из них 1 разбился в августе 1958 (погибли 64 человека) и ещё 1 разбился в октябре 1958 (погибли 80 человек). Оба свалились в штопор при схожих обстоятельствах. Ещё несколько раз авиакатастроф удалось чудом избежать. Это был именно конструктивный недостаток самолёта:
ЦитатаВ отличие от своего прародителя Ту-16-го, Ту-104 был более сложен в управлении, ненадёжен, тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке («голландскому шагу») и козлению. Особую опасность представлял так называемый «подхват». Самолёт резко набирал большую высоту, за потолок, а затем срывался в штопор из которого его практически невозможно было вывести. По этой причине произошли две катастрофы, в том числе самая известная катастрофа Ту-104 — 17 октября 1958 года, когда рейс Пекин — Москва, пилотировавшийся экипажем Г. Кузнецова, упал на территории Чувашии. В 1958 году, менее чем за 4 месяца, произошло 4 случая «подхвата»
Ситуация была очень похожа на инциденты с Кометой (тоже 2 катастрофы как и у de Havilland Comet в 1954, ещё и с бОльшим кол-вом жертв), однако прекращать эксплуатацию Ту-104 для разбирательств и исправления недочетов из-за этого не стали, так как это могло ударить по престижу СССР.
Выпускался Ту-104 гораздо меньше времени чем de Havilland Comet - всего пять лет с 1956 по 1960. Для сравнения, Comet производили с 1952 по 1954 и с 1958 по 1964 - суммарно 10 лет. В регулярной эксплуатации Ту-104 тоже продержался меньше чем полетевшая на 6 лет раньше британская "Комета".
____________________________________
Британия не производит пассажирские авиалайнеры с 2001 года. Последней моделью стал 4-двигательный региональник British Aerospace 146. Боевые самолёты Британия не производит с 1998 года (последним был British Aerospace Sea Harrier). Компетенции полностью утрачены, Великобритания вывалилась из престижного клуба стран-авиапроизводителей и лишь участвует в кооперации по Airbus.
А Россия с началом выпуска МС-21-310РУС с ПД-14, модернизированного SJ-100 с ПД-8, Ил-96-400М, Ил-76МД-90А, Ил-114-300, ТВРС-44 (все перечисленные самолеты начнут поставлять авиакомпаниям в период 2024-2026), боевых Су-30СМ2, Су-34М, С-35С, Су-57, Су-75 (начало производства в 2025) и др. становится одной из ведущих авиастроительных держав мира.
Цитатасоветская высокопоставленная делегация использовала в качестве транспорта в Портсмут крейсер «Орджоникидзе», а Ту-104 в это же время приземлился в Лондоне. Так Хрущев не отказал себе в удовольствии все же продемонстрировать западному миру реактивную новинку.
По отзывам британской прессы, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. На следующий день, когда первый Ту-104 улетел, в аэропорту Хитроу приземлился второй экземпляр самолета. Правда, в британских газетах появились сообщения, будто это был один и тот же лайнер, а русские «перекрашивают номера на своем опытном самолете». Тогда Туполев, по согласованию с руководством, тут же направил в Лондон сразу три Ту-104.
А фотка эта, причём? Или в Хитроу послали ещё и Ил-14 (вдалеке, на заднем плане), Ил-18, а ещё привезли бортовой грузовик, то ли ЗиС-150, то ли ЗиЛ-164...