Цитата: Сергей_СПб от 26.11.2023 21:12:13Общее мировоззрение, общие поведенческие реакции и мотивы, рассматриваемые через призму потребительского поведения.
Маркетологическая классификация.
На самом деле это очень занятная история.
Она началась с того, что два британских историка где то в миллениум написали в рецензируемом научном издании работу исследование англосаксонских поколений. В работе они взяли очень широкий период – с 5-6 вв по наше время и разложили все это на «поколения», с точки зрения вклада, который внесли эти поколения в развитие англосаксов. Ну типа вот эти – поколение героев, вот эти – все пролюбили, а вот эти тихо преумножили и прочее. При этом некоторые поколения были привязаны к 10 годам, некоторые к 80.
Они пытались ответить на вопрос, под влиянием каких факторов формируются поколения молодцов, а под каким чудаков. Поскольку журнал рецензируемый, то их работу много критиковали, в первую очередь за не очень научное отношение к термину поколение – они так и не смогли его как-то внятно определить.
Основной интерес широкой общественности вызывали именно ближайшие к нашему времени поколения, но эти два парня закончили повествование 60-ми-70-ми годами ХХ века, потому что сказали, что вклад других поколений пока не ясен. Вся это чисто научная возня журналистами была выплеснута на страницы газет с обычными идиотскими искажениями и дебильными обобщениями. В итоге эти два автора выпустили в жизнь упрощенную версию работы в виде книги.
Книга была очень популярна и когда на горизонте замаячило второе издание, издатель попросил их таки включить в книгу хотя бы грубый анализ текущих поколения. Но поскольку люди таки имели хоть какую-то научную ответственность, они с целой кучей всяких оговорок про ненаучность такого описания и про то, что вся книга основана на англосаксонской истории и не может претендовать на более широкие обобщения, таки включили в послесловие некое личное мнение о текущих поколениях, как раз вот в этой терминологии X, Y и Z поколения. Пока книга топталась вокруг англосаксонской истории она широко в мире была не очень интересна. Но как только в ней появилось вот это послесловие, журналисты всего мира понесли эту хрень под заголовками «Британские ученые (с) доказали …» и дальше все это представление понеслось в широкие массы. При этом журналисты вообще никак не комментировали саму работу - все цитаты приводились исключительно из послесловия и после всех сделанных авторами оговорок.
За это ухватились маркетологи и потом всякие HR службы и продавцы успешного успеха.
Сейчас теме уже 2 десятка лет некоторые люди таки подводят итоги.
За это время сложилось два основных устойчивых стереотипа:
1. Люди поколения Х и частично Y не в состоянии работать современную работу.
2. Эти же люди в быту очень мало используют достижения цифровой индустрии.
Так вот, кто-то из большой уж не помню чего, то ли пятерки, то ли четверки, ЕМНИП ПВХ или КПМГ пару лет назад сделал исследование по США по первому тезису. Вывод исследования такой – никакой разницы между когнитивными способностями т.н. «поколений» нет – вариабильность психотипов по ним размазано равномерно и молодые поколения не демонстрируют никакой особой предрасположенности к цифровым технологиям. А само представление о разности «поколений» привело к 20-ти годам дискриминации поколений X и частично Y, которые в среднем получали меньшую зарплату, чем последующие поколения.
В 21м году в Европе прошло исследование по поводу использования людьми разных возрастов цифровых банковских сервисов. Ожидалось в соответствии с вышеприведенным п.2. Но оказалось, что все возрастные категории совершенно одинаково используют сервисы – в каждом поколении доля отказников и фанатов одинаковые. Безусловно есть возрастные стереотипы потребления, но они именно возрастные, а не поколенческие. Европропаганда сей позорный недуг определила в такой подвиг (почти дословно): «В нашем запредельно свободном обществе даже унылые нецифровые старикашки в общем порыве к свободе рушат эйджистские стереотипы и демонстрируют поведение свойственное тинэджерам».
Другими словами – это не мы двадцать лет пудрили вам мозги чистой воды симулякром, а просто у нас общество запредельно свободное и даже возрастные барьеры ему нипочем.
По сути эти два исследования должны были поставить крест на всей этой теме, но есть инерция процесса – теперь это часть культуры. В том числе и нашей.
История эта демонстрирует схему по которой профанируется научное знание в современном мире.