Складывается впечатление, что за призывами ряда европейских политиков срочно готовиться к неминуемой российской агрессии стоит один кукловод. В Праге прошла встреча Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) на уровне президентов стран-участниц.
«Мы знаем позиции друг друга, знаем, где у нас есть точки соприкосновения и где мы можем сотрудничать, а в каких областях мы расходимся», — заявил чешский президент Петр Павел, имея в виду отказ Венгрии и Словакии оказывать военную помощь киевскому режиму.
Однако разногласия не мешают членам этого неформального объединения по ряду вопросов выступать единым фронтом. У членов Вышеградской группы, например, имеются серьезные противоречия с Брюсселем и ведущими западноевропейскими странами — Германией и Францией. Одна из спорных тем — распределение мигрантов и размещение беженцев с Ближнего Востока. В октябре Варшава и Будапешт заблокировали принятие механизма их расселения в Европе по принципу солидарности: те страны, кто против, должны выплачивать денежную компенсацию тем, кто готов принимать мигрантов у себя.
Еще одной почти что коллективной акцией группы стало принятое Польшей, Венгрией и Словакией в сентябре решение о продлении, вопреки требованию Еврокомиссии, эмбарго на ввоз украинского зерна.
Есть и другие общие инициативы регионального уровня. Участники пражской встречи обсудили, например, перспективы инфраструктурного развития и коснулись вопроса «Триморья», активно продвигаемого в последние годы Польшей.
«Я подчеркнул большое значение нашей Вышеградской четверки здесь, в самом сердце Центральной Европы, для развития „Инициативы трех морей“», — поделился польский президент Анджей Дуда.
Он — ставленник партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, которая по итогам прошедших недавно парламентских выборов не сможет, скорее всего, в третий раз кряду сколотить кабинет. Однако Дуда свято верит в целесообразность продвижения этой инициативы, даже если правительство возглавит лидер оппозиции Дональд Туск.
Напомню, что «Триморье» — это поощряемый США с целью размывания единства ЕС проект, объединяющий 13 государств Евросоюза и две страны-партнера (Украину и Молдавию) по созданию своеобразного коридора между Балтийским, Черным и Адриатическим морями.
В Праге затрагивались и важные геополитические темы. Президент Павел, в недавнем прошлом — натовский генерал, председатель Военного комитета альянса, заявил, что Россия является для западного военного блока «угрозой № 1».
«Все армии серьезно относятся к этой угрозе, все армии готовятся к возможности конфликта высокой интенсивности в Европе», — добавил он, не приведя доказательств агрессивных устремлений Москвы.
Складывается впечатление, что Павел и еще ряд политиков воспроизводят эту страшилку по какой-то общей шпаргалке.
Судите сами. Буквально неделю назад министр обороны ФРГ Борис Писториус представил новые «Руководящие принципы оборонной политики». «Мы должны настраиваться на битву с как минимум равным противником. И мы не только хотим — мы должны выиграть в этом столкновении», — говорится в этой директиве. От себя Писториус на презентации добавил:
«Война вернулась в Европу после жестокого нападения Путина на Украину. Это изменило ситуацию с угрозами. Германия, как самая густонаселенная и экономически сильная страна в центре Европы, должна быть опорой сдерживания и коллективной обороны. Германия должна уметь защитить себя. Мы должны быть готовы к войне».
Случайно или нет, но несколькими днями позже вышло аналитическое исследование весьма солидной конторы — Германского общества внешней политики — под названием «Предотвратить следующую войну». Основной его вывод: у стран-членов НАТО в Европе остается от пяти до девяти лет, чтобы подготовиться к отражению возможного нападения России на территорию альянса. Агрессия, правда, случится, если боевые действия на Украине будут заморожены.
Аргументы приводятся следующие. За время СВО Россия, дескать, успешно перевела свою экономику в военный режим. Ей необходимы минимум пять лет, чтобы пополнить арсеналы, завершить модернизацию оружия, прошедшего обкатку в боевых условиях, укомплектовать и подготовить состав сухопутных войск, которые понесли основные потери в ходе конфликта. Кстати, немецкими анализаторами-фантазерами уже определено и направление первого удара Москвы. Это, якобы, прибалтийские страны НАТО — Литва, Латвия и Эстония. Поэтому отнюдь не случайно бундесвер решил в ускоренном порядке разместить в Литве (крайний срок — не позднее начала 2025 года) танковую бригаду полного состава, а также 4800 солдат и 200 гражданских специалистов.
Приведу в этой связи слова главы МИД России Сергея Лаврова. Он в сентябре заявил, что Москва предлагала заключить договоры о взаимных гарантиях безопасности в Европе, однако Запад отверг это предложение. Министр также отметил, что страны НАТО во главе с США модернизируют свои наступательные потенциалы, а также пытаются перенести вооруженное противостояние в космическое и информационное пространство.
Так кто же на самом деле готовится к масштабной войне?