Danilov71 ( Практикант ) | |
17 дек 2023 16:15:14 |
ЦитатаЧетвертая компания перестала возить грузы через Суэцкий канал из-за атак хуситов. О приостановке судоходства объявила французская транспортная группа CMA CGM. Там пояснили, что ситуация в Красном море продолжает ухудшаться. 15 декабря повстанцы из Йемена запустили баллистическую ракету, которая попала в грузовое судно MSC. Никто не пострадал, но контейнеровоз загорелся и вышел из строя. День спустя компания приостановила перевозки, уточнив, что перенаправит часть рейсов по маршрутам по югу Африки.
С 14 декабря в Красное море также не заходят суда немецкой Hapag-Lloyd и датской Moller-Maersk Group, корабль которой также был атакован: две ракеты пролетели в 50 м от бортов судна. Стоимость и сроки доставки товаров теперь заметно вырастут. Косвенно ситуация затронет и россиян, подчеркнул гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
«Еще пару недель назад я думал, что не будет никаких экстраординарных обстоятельств, но сейчас понимаю, что что-то здесь не то. Maersk и MSC — крупнейшие игроки, они входят в альянс 2М, на их долю приходится более 50% перевозок по всему миру. Через Суэцкий канал идет более 1,3 млрд тонн грузов, проходят 20 тыс. судов в год. Они идут в порты Турции, Европы и дальше в Америку. Учитывая, что и Maersk, и MSC будут направлять суда через мыс Доброй Надежды, то есть в обход, то увеличится срок доставки до двух недель.
Мы такое наблюдали, когда судно компании Evergreen в 2021 году перекрыло Суэцкий канал. Скорее всего, сейчас будут пересмотрены все сроки доставки грузов, фрахты, цены станут выше. Но пока на индексе фрахта это не отражается. При этом китайский и шанхайский контейнерные индексы остаются в достаточно низких значениях. После COVID-19 они упали более чем в 10 раз.
На мой взгляд, эти перевозчики и крупнейшие торговые компании будут как-то давить на политиков своих стран, чтобы это безобразие в виде ракетных атак купировать. Пока нереально это все сопровождать.
Что касается России, то на нас это может сказаться, но незначительно. Мы, в принципе, сегодня отрезаны от больших контейнерных перевозок.
И Maersk, и MSC, и Hapag-Lloyd отменили заходы судов в порты страны, поэтому у нас сейчас основной товарный поток идет через Дальний Восток и Новороссийск. Объем контейнеров, который проходит через порты Новороссийска, емкий, он здорово вырос по сравнению с 2021-м и 2022-м годами, потому что переориентировались потоки, но он значительно уступает восточному направлению.
Наши южные ворота обслуживают в первую очередь экспорт зерна. Часть импорта того товара, который поступает через порты Турции, идет как раз только через Суэцкий канал, например, из Индии и Китая. Вероятно, вырастет цена перевозок, но это может коснуться самое большое 5-7% товаров. Там поток $10-15 млрд в год. Через Дальний Восток проходит грузов на $100 млрд с лишним».
Атакуя суда в Красном море, хуситы надеются побудить Израиль остановить военную операцию в секторе Газа. Власти Великобритании уже сообщили, что направят в регион эсминец для защиты торгового судоходства. Возможность отправить фрегат также изучают в Германии. А американское издание Semafor сообщает, что Пентагон может нанести ответные по военным объектам хуситов.
Учитывая, каким может быть ответ, силовое вмешательство маловероятно, заметил востоковед Руслан Сулейманов:
«Хуситов никто и ничего не сдерживает. Они могут и недели, и месяцы блокировать судоходство, если не будет какого-то давления на иранскую сторону, а потом уже Тегерана — на группировку.
Коалиция во главе с Саудовской Аравией с 2015 года пыталась их задавить, тратила миллиарды долларов, но у нее ничего не получилось. В начале этого года Эр-Рияд пошел на примирение с Ираном в том числе и потому, что признал бесперспективность этой войны.
Конечно, эта вседозволенность — следствие того, что им покровительствует Иран. Там формально действует перемирие между хуситами и аравийской коалицией еще с весны 2022 года. Это перемирие продлевается, но для группировки это равноценно победе.
Я думаю, что диверсии в Красном море будут продолжаться. Но обратите внимание, что нападения происходят не на израильские суда или суда под израильским флагом, а на те, на которых могут быть зарегистрированы какие-то бизнесмены, связанные с Израилем. Хуситы понимают, что сейчас мало кто решится идти на них откровенной войной.
Вместе с тем возможность договориться остается, учитывая, что Иран налаживает отношения с арабским миром, а тот по-прежнему обеспокоен активностью Тегерана в регионе. Но поскольку в условиях конфликта в секторе Газа, мусульманский мир, можно сказать, един, никто и не говорит о том, что нужно как-то приструнить хуситов. Но чем дальше эта ситуация будет обостряться, тем больше будет расти тревога уже у арабских стран Персидского залива, и, возможно, последуют какие-то контакты с иранской стороной».
Ранее президент Израиля Ицхак Герцог заявил, что, атакуя торговые суда в Красном море, хуситы перешли красную черту. Власти Ирана причастность к нападениям отрицают.