Пуд хлеба за букварь и чернила из свеклы. Какими были школы 100 лет назад20-е годы прошлого столетия - один самых интересных периодов нашей истории. Доктор исторических наук Александр Рожков много лет посвятил изучению повседневной жизни советской молодежи тех лет и написал замечательную книгу "В кругу сверстников", где в числе прочего подробно рассказывает о том, как и чему учили детей 100 лет назад, какими были школы, что чувствовали и переживали подростки тех лет. И вот как это было.За букварь - пуд хлеба20-е годы прошлого века: в школу принимают детей и подростков от 8 до 17 лет. Но допускался прием в школу на год раньше и на три года позже. Школы поделены на две ступени - первую и вторую, мест катастрофически не хватает и до шестого класса - это начало второй ступени - доходит только каждый десятый.
А вот как выглядела в те годы деревенская школа: "Разваливающиеся здания, нетопленые классы, окна, заколоченные досками вместо стекол, дети сидят на полу". Букварь, между прочим, стоил пуд хлеба (это примерно 16 килограммов). Как дети учились грамоте? Ученики вырезали из старых журналов заглавные буквы и наклеивали их на картонные обложки тех же журналов.
Чернила из свеклыРаботали многие школы в две смены. Между прочим, уже тогда было доказано, что материал во вторую смену усваивался на 20 процентов медленнее, чем в первую. Заметим, через сто лет в школах не только осталась вторая смена, но появилась и третья. С ней, правда, активно борются.
В те годы остро не хватало школьных принадлежностей: на один карандаш приходилось 60 учеников, одно перо - на 22 ученика, одна чернильница - на 100 учащихся.
Чернила, кстати, школьники делали из черники, земляники и свеклы.
Зачем школе ЗАГСДумаете, объединение школ придумали в современной России? Ничего подобного. Объединение затеяли сразу после Октябрьской революции, когда началось слияние женских и мужских учебных заведений.
"Тогда речь не шла об объединении школ как таковом, стояла задача перехода к совместному обучению полов, отмене мужских и женских гимназий. А уж в разных школах она решалась по-своему", - рассказал "РГ" Александр Рожков.
Объединение 100 лет назад шло по двум моделям - московской и петроградской. Московская была более жесткой: "каждая мужская и женская гимназия разделялась строго пополам и затем две смешанные половины образовывали новую совместную школу". Иногда бывало, что в лучших женских гимназиях оказывались мальчики из самых "плохих и распущенных училищ".
В те годы гражданский брак понимался молодежью не так, как сегодня. Тогда гражданский брак означал светский, не церковный. И совсем не обязательно, что в паре были близкие отношения.
Вот что пишет Александр Рожков в своей книге: "Известно, что в одной из ленинградских школ нелегально существовал "школьный ЗАГС": учащиеся парами приходили "регистрироваться", за что получали от председателя символический подарок "новобрачным" - копейку. В 9 "а" группе краснодарской школы № 6 увлечение "юридическим" оформлением "бракосочетания" было довольно глубоким. Вот текст обнаруженного мною в архивных фондах брачного договора, отразивший смешение старых и новых представлений об институте брака и семьи в картинах мира выпускников советской школы:
"Мы, граждане Советской республики, Любовь Болдырева и Максим Прохорец, желаем жить гражданским браком, при этом… обещаем, что все время нашей взаимной жизни мы будем жить в согласии, и не будем изъявлять желания разойтись или ссориться. При этом я, Максим Прохорец, обещаю смотреть за своей женой как можно лучше, но не давать ей особой воли. Я же, Любовь Болдырева… обещаю любить своего мужа и не изменять ему до самой смерти. Все данные обещания мы оба скрепили собственноручной подписью". К слову, Любовь Болдыреву оставили на второй год, так что "семья" распалась.
Оплатите, распишитесьВ 1923 году в школах России вводится платное обучение. Главный критерий - социально-классовое происхождение родителей.
"Тот, кто имел заработок до 40 рублей, платил за полугодие 5 рублей. Тот, кто получал больше 125 рублей - 30 рублей. Торговцы, владельцы предприятий платили от 50 до 100 рублей. Существовали в школе и льготы - для детей крестьян-хлеборобов, ремесленников, кустарей, рабочих. Например, на Кубани они платили от 10 до 70 рублей, в то время как остальные - 150", - пишет Александр Рожков.
Примерно третья часть всех мест (25-30 процентов) были бесплатными для детей красноармейцев, инвалидов, пенсионеров, безработных. Уже через два года бесплатными стали около 60 процентов мест.
Учком, класском, группкомВ 20-х годах в школах появляется ученическое самоуправление. Как вам выборы делегатов от всех классов в общее собрание, выступления по правилам английского парламента, обращение друг к другу по имени-отчеству; принятие постановлений в первом и втором чтениях только закрытым голосованием? И ведь все это исторические факты о нашем образовании.
"Самое активное самоуправление было только в школах интернатного типа, где дети проживали вместе коммуной, а не приходили в класс из родительского дома, как это было в обычных школах. Книги "Республика ШКИД", "Дневник Кости Рябцева" ярко описывают эту новацию", - рассказал "РГ" историк.
Высшим органом ученического самоуправления являлось общее собрание школы, оно созывалось не реже одного раза в месяц. Собрание обсуждало основные вопросы школьной жизни, заслушивало отчеты выборных органов и администрации школы. На собрании избирался ученический комитет (учком), но могли быть и другие варианты названий (бюро, исполком, оргком - организационный комитет и так далее.).
До наших дней благополучно дожили, пожалуй, только советы школ - довольно формальные организации, куда входят ученики, учителя, попечители.
"Как-то в одной из московских школ-семилеток по причине перегорания лампочки сорвался урок физики. Ребята собрали деньги на новую лампочку, однако учком сделал из этого случая более серьезные выводы. Свидетельница данного события, ученица 6-й группы Анна Григорова, оставила 24 сентября 1925 года в своем дневнике такую запись:
"В связи с этим случаем с лампочкой учком постановил: дежурные приходят в школу за 15 минут до начала занятий. Няни (технические школьные работницы) показывают им, что все в порядке - стекла в окнах целы, лампочка на месте, парты, столы и прочая мебель на своих местах и в целости. С этого момента до окончания уроков ответственность за порчу имущества или пропажу падает исключительно на дежурных. По окончании занятий дежурные таким же манером, как утром няни, сдают им имущество".
Известен случай, когда ученики одной станичной школы на Кубани добились через школьный совет отстранения от педагогической работы нерадивого учителя, назначенного "сверху".
В обычных школах, тем более в деревне, широкой демократии учащихся практически не было (в смысле равенства с администрацией, а учкомы и все остальное могли существовать без права вторжения в удел руководства школой).