Первые залёты, первые поощрения.За прошедшие пару месяцев попривыкли, да и втянулись в установленный распорядок дня, режим занятий. Нагрузки не стали казаться какими-то запредельными, тяжёлыми.
Февраль 1976г.Пограничная подготовка.Человек существо такое, что достаточно быстро адаптируется к окружающим условиям и считает, что так и должно быть, потому что здесь и сейчас, и на ближайшую перспективу ничего другого не ожидается. В таких условиях любой теряет бдительность, собранность, думает, что уже многому научился, и многое может, а точнее может позволить себе частичку самостоятельности в принятии решений, в выполнении требований и указаний командиров. А это, как правило, наказуемо, особенно в армейском коллективе. Так вскорости, и произошло.Сержантами было строго настрого запрещёно посещение магазинчика, в народе «чепка», без разрешения. Посещение этого заведения для покупки чего-либо, в основном сладкого, предполагалось только в составе группы и обязательном сопровождении сержанта. Нарушение этого правила считалось тяжелейшим проступком и каралось беспощадно и жёстко по правилу - «шаг влево, шаг вправо считается побегом, а за это расстрел на месте».
Но мы ведь уже, считай, три месяца служим, а это вам ни хухры мухры, нам же море по колено, особенно когда уже удачно сбегал в «чепок», да ещё и не один раз. Вот так при очередном «незаконном» посещении этого заведения и попался прямо «в лапы» сержанта. Наказание не замедлило себя ждать.
Первое – наряд вне очереди дежурным по этажу. А это ровно через сутки после точно такого же наряда, причём следующий такой же наряд по графику снова не за горами. Вот и получилось за неделю три наряда, а занятия ни кто не отменял. Получение неудовлетворительной оценки по любому предмету считалось неприемлемым и влекло за собой «усиленное» повторение пройденного материала, как правило, в составе отделения или всей УПЗ. Так сказать – воспитание коллективом.
Кроме внеочередного наряда полагался ёщё и довесок – чистка, шлифовка очка в казарменном туалете мягким кирпичом красного цвета до появления абсолютной белизны сантехнического оборудования и так сверкающего своей чистотой. Качество этой белизны определялось нашим старшиной, только одному ему ведомому стандарту. Выполнение этого ответственного задания проводилось исключительно в личное время, с переносом продолжения после отбоя ещё минут на 30. Конечно это грубейшее нарушение устава, как бы сейчас сказали прав и свобод личности. Но какие могут быть права, и свободы не у личности, а у солдата в учебном подразделении в должности курсанта. Курсанту положены только обязанности.
Второй раз на точно такую же воспитательную процедуру попал в скорости. В этот раз, в нарушение указания, попался в составе группы при посещении сушилки, в которой решили немного погреться в связи с холодом в спальном помещении. В этот раз всё, то же самое, но с незначительным изменением – вместо куска кирпича мне было торжественно вручено лезвие для бритья марки «Нева», которой и должен был довести до состояния белизны определённое для этой цели очко.
С самого начала обучения в школе СС утвердилась следующая практика проведения занятий и спортивных соревнований, которая стала обязательной с наступлением нового 1976 года:
- каждый четверг в 16 часов занятия 45 минут по ОМП, после Нового года на стадионе школы;
- каждую пятницу в 16 часов индивидуальный кросс 3 км. или марш-бросок 6 км.;
- каждое воскресение спортивные соревнования в первой половине дня. Кросс 3 км., если в пятницу был марш-бросок или марш-бросок, если в пятницу был кросс.
Конец февраля - начало марта. Очередной четверг. Тренировка по ОМП .Бег по дорожке вокруг настоящего по размерам футбольного поля, как правило с момента одевания ОЗК и до конца занятий, а это не менее 35 – 40 минут. Эта форма одежды, что на фото надевается по команде: "Плащ в рукава,чулки, перчатки надеть! ГАЗЫ!" Есть и другая команда: " Общевойсковой защитный комплект надеть! ГАЗЫ!" С кроссом всё понятно – индивидуальный бег 3 км. Сам себе начальник и командир. Ни от тебя, ни кто не зависит, ни ты от кого-то. Бежишь налегке, без верхней одежды и с ослабленным ремнём и что замечательно, как можешь. Главное уложиться в норматив, лучше, если на оценку «Отлично». В этом случае пропадает требование улучшить результат и как следствие пропадает «желание» сержанта «помочь» в достижении лучшего.
А вот с марш-броском другая история. Одет по полной, в зависимости от Приказа по части о форме одежды, соответствующей времени года. Значит зимой в шинели или бушлате, по велению старшины, в обязательном порядке с автоматом, подсумком в котором пустой магазин, подсумком для гранат, противогазом. По желанию старшины возможен довесок по раздельности или вместе в виде МСЛ и вещмешка модели «сидор», в котором лежит ОЗК. При этом норматив считается выполненным, если конечно уложились в него всем подразделением по последнему, пришедшему на финиш, но при этом разрыв от первого до крайнего не более 50 метров. Наш старшина считал, что существует только одно значение норматива – «отлично», а это значит уложиться необходимо, хоть на секунду, но быстрее 30 минут.
Сложилось так, что нашим с Никитиным постоянным кулём или мешком с дерьмом на марш-броске стал курсант нашего отделения Костин. Причём с первого забега и до самого последнего пришлось его таскать на себе, при этом, навесив на себя или автомат, или противогаз, ну и «сидор» если таковой имеется. Первые марш-броски этот кадр старался бежать самостоятельно как можно дольше. Поэтому подхватывали его уже в конце дистанции. Но вот весной и чем ближе к окончанию школы СС этот шланг начал вырубаться уже на первой половине дистанции и перед выпуском приходилось его тащить практически 4 км из шести. Видать понравилось.В начале февраля на ежедневном разводе школы на занятия с нашей УПЗ Орехову, мне и ещё одному курсанту, кажется с 1-й УПЗ за спортивные достижения, перед строем торжественно были вручены значки ВСК 2-й степени, хоть и было отмечено, что авансом. Поводом к награждению послужила победа (в этой последовательности: Орехов -1-й, я – второй и 3-й) в так называемом, официальном чемпионате МШСС по кроссу. Конечно, у награждённых был праздник души, удовольствие от сделанного, эмоциональный подъём. Приятно было осознавать, что я затесался в компанию настоящих легкоатлетов-бегунов, которые занимались бегом практически профессионально до службы в армии. Успели выступить на представительных соревнованиях и имели реальные спортивные разряды.
У меня же «спортивной школой» была обычная деревенская жизнь, полная различных мероприятий, таких как: лапта, чижик – пыжик, игра в «попа», конечно футбол до посинения, да и просто бег до мест купания в жаркое время года. Зимой лыжи на школьных занятиях, в том числе спортивные соревнования по лыжам между школами Полевского района, а также постоянные хоккейные баталии на расчищенном от снега участке реки, катание на лыжах, с близь лежащих к деревне горок. А став постарше, с 12 лет постоянные осенние походы, с начала сентября и по ноябрь, пока не выпадет приличный снег, на охоту, в среднем до 15 – 20 км за вечер.
Проявилась зависть у некоторых сослуживцев, которые тоже были достойны такого награждения, но очень удивила ещё большая зависть у тех, кто в принципе не мог, да и в итоге не смог, по крайней мере, в школе СС, выполнить нормативы физподготовки, по результатам которых реально вручаются подобные нагрудные знаки.
Тем временем занятия по всем дисциплинам окончательно перешли в вид исключительно полевых занятий. Реально изматывающий бег, бег и опять очень много бега. Отработка различных нормативов по разворачиванию в цепь, наступление, передвижение по пластунски и так далее и тому подобное.
Курсанты 2 УПЗ МШСС. Зима 1976г. Тактические занятия. Как минимум четыре раз в неделю огневая подготовка. А это выдвижение на стрельбище. Опять в основном бегом. Обучение стрельбе из АКМ, РПК и сдача зачёта прошла на «отлично». Тем, кто в ходе занятий получал отрицательную оценку, ни кто не завидовал. По результатам стрельбы, из получивших неуд, формировалась спецзондеркоманда, которая под руководством старшины отдельно возвращалась в школу по специальной усиленной программе. Пришедшие после такого перехода начинали представлять собой жалкое зрелище и прибывали в конец измученными, измочаленными бойцами, буквально падающими с ног от загнонасти. Не каждый раз после стрельб такое было, но случалось довольно регулярно. Послаблений никому не было, несмотря на былые заслуги: заработал – получи заслуженное.
Вот так дошла очередь до первой практической стрельбы из ПКСа. Занял позицию, зарядил пулемёт. Получил команду, разрешающую выполнение упражнения: поразить две грудных и пулемёт. Всё вроде бы так же, да не так. Что случилось, не знаю. До этого стрелял уверенно и только на пять. А тут, все, пули «в белый свет как в копеечку». Результат поверг в недоумение всех. Делать нечего, зондеркоманда заработана честно. После такого испытания из всех видов оружия, в том числе и тех, что осталось ещё изучить, стрельбы были проведены только на отличный результат.
Вот реальный показатель действенности и необходимости применения строгих мер к обучению личного состава отличным навыкам и умениям под названием – «Не доходит через голову, дойдёт через руки и ноги».
Где-то в феврале в школе, на пункте связи, появился земляк. Тот, с которым познакомились ещё на призывном пункте, что знакомый капитана Бузубаева. Жизнь и вовсе стала лучше, веселее. От него узнал, что мой одноклассник Володя Власов, вместе с ним окончил курсы связистов и отправился продолжать службу на заставу им. Озмителя. Кроме этого познакомился ещё с одним земляком, старше по призыву на полгода, Василием, что служит в секретном подразделении КРТП.
Вот так, потихоньку, помаленьку служба в межотрядной школе сержантского состава подошла к середине обучения. К этому времени всё устаканилось, упорядочилось, стабилизировалось. Письма с гражданки стали приходить регулярно, как минимум раз в неделю, часто два. Обязательно несколько штук, доходило и до девяти – десяти. Видимо нагоняли друг друга в дороге.
В конце февраля, начале марта вся школа СС по отделёно разъехалась на практику по заставам. Нашему отделению во главе со старшиной выпало практиковаться на ПЗ «Первомайка». Посадка на ГАЗ-66 и к 18 час. мы на заставе.
Подписывайтесь на мой канал
ДЗЕН