Часть первая. Традиционная Америка ударила долларом по воукизму. В начале декабря 2023 года Гильдия сценаристов и Американская федерация артистов телевидения и радиовещания ратифицировали достигнутое еще в сентябре вымученное соглашение с голливудскими работодателями о прекращении беспрецедентной забастовки.
Контрагентом креаклов, подписавших трехлетний контракт, выступил также профсоюз, представляющий интересы крупнейших студий Голливуда — Альянс продюсеров кино и телевидения. Договорились об увеличении авторских отчислений за работу, известных в этой отрасли как «остаточные платежи» (residuals), о более «строгой защите от искусственного интеллекта (ИИ)», который тихой сапой начинает отнимать кусок хлеба у творцов из живой плоти, а также о более гуманном отношении к чернорабочим экранного ремесла.
В Голливуде же всем известно, что, когда снимался фильм «Человек-паук: Паутина вселенных», режиссеры Фил Лорд и Крис Миллер заставляли съемочную группу пахать по 11 часов в день и семь дней в неделю — и так в течение целого года.
Длившийся четыре месяца трудовой конфликт (первый такого рода в Голливуде с 1960 года) фундаментально потряс основы развлекательной индустрии. Денежный вопрос рассорил наемных работников и самовластительных владельцев крупнейших студий, таких как «Дисней», «Уорнер бразерс», «Парамаунт» и «Юниверсал» в самый неудачный период их прежде безбедного существования. Незадача сводится к абсолютно провальным кассовым сборам, что заставило скаредных по натуре киношных баронов сделаться еще более скупыми и безжалостными.
Руководители голливудских студий — одни из богатейших людей в мире. В период с 2018 по 2022 год Дэвид Заслав, генеральный директор «Уорнер бразерс», получил в качестве зарплаты 498 915 318 долларов, что составляет примерно $99,6 млн в год. Боб Айгер, генеральный директор студии «Дисней», за последние пять лет положил в свой карман более $195 млн. В то же время гонорары голливудских сценаристов постоянно усыхали.
Сейчас «Дисней», крупнейший в мире кинематографический, на местном жаргоне, «бегемот», по итогам года понес в прокате убытки в размере порядка одного миллиарда долларов. Не являются исключением и другие ведущие студии в Голливуде, которые также столкнулись, по утверждению нигерийской газеты Business Day, «с низкой окупаемостью своих знаковых проектов».
Правда, кинокритик из Нигерии повторяет тезисы из методички голливудских пиар-менеджеров, чтобы обосновать падение доходов. Он ссылается на калькуляцию экономической выгоды. Для того, чтобы студии могли просто безубыточно снимать фильм, кассовые сборы должны примерно в 2,5 раза превышать бюджет. Так, производство киноленты стоимостью в $50 млн окупится только в том случае, если сборы составят не менее $125 млн.
В случае с фирменными блюдами — дорогостоящими «блокбастерами» (этимология слова: очереди в кассу кинотеатра, извивающиеся вокруг городских кварталов — «блоков»), затраты на высокотехнологичные съемки подчас исчисляются в сотнях миллионах.
Во-вторых, вина, по мнению автора, лежит и на коронавирусной пандемии, изменившей устоявшиеся привычки аудитории. Сказался рост стоимости билетов в кино и сопутствующих расходов. Для двух американцев, решивших «сбегать в киношку», стоимость билетов достигла $40, и это не считая расходов на поездку. Как следствие, тамошние кинотралы «стали более разборчивыми в своем выборе».
Безусловно, оба фактора присутствуют, но автор ни словом не упоминает то, о чем отчаянно, а подчас остервенело, спорят в самой Америке сторонники и противники так называемой воук-идеологии. Напомню: воук, воукизм, культура вовлеченности (inclusiveness culture) раскручены не в последнюю очередь воинственными активистами движения Black Lives Matter.
Воукизм, согласно определению Райана Ньюмана, юрисконсульта кандидата в президенты от Республиканской партии Рона Десантиса, представляет собой «веру в существование системной несправедливости в американском обществе и необходимость ее устранения». Сердцевиной этой идеологии стало требование прекратить ущемление прав меньшинств, в первую очередь — темнокожих американцев, а также настояние сделать приоритетом внутренней повестки дня гендерную самоидентификацию.
Прямым следствием этой агитационной кампании стало появление таких диснеевских фильмов как «Становясь красным». Это метафорический анимационный фильм, посвященный женскому половому созреванию и менструации. Картина прогорела, недосчитавшись по результатам проката $168 млн.
В этой же категории — «Световой год» с рассказом о перипетиях в лесбийских отношениях. Фильм потерял не менее $106 млн. Или — «Странный мир», анимационный детский фильм с тонко завуалированной пропагандой отношений в формате ЛГБТ. Один из крупнейших провалов в истории «Диснея»: минус $197 млн. Бахрейнское издание «ГалфИнсайдер» (GulfInsider) приходит к выводу:
«Стратегия компании „Дисней“ ориентирована на детей для распространения крайне „левых“ концепций — от феминизма до идеологии геев и трансгендеров». И далее, как подчеркивает автор: голливудские кинобароны «рассматривают каждый фильм и каждую популярную франшизу как средство распространения своего Евангелия — Евангелия воукизма».
Нет более наглядного свидетельства того, что происходит окончательное переформатирование Голливуда в агитационно-пропагандистскую машину неолибералов и неоглобалистов.
Однако, в конечном счете, последнее слово остается за зрителем. Несмотря на интенсивные усилия всех отделов агитпропа неоглобалистов, включая Голливуд, переформатировать американское общество и заставить его принять этот диктат, значительная часть здравомыслящих граждан не поддается этому манипулированию. У американцев сохраняется свобода выбора, и они голосуют ногами, все чаще обходя стороной кинотеатры.
Традиционная Америка таким образом наказывает долларом Голливуд за пропаганду якобы изначально присущих достоинств якобы системно угнетаемых социальных групп, подчас с девиантным поведением и запросами на их некую исключительность. Но заставят ли чисто финансовые потери отказаться от «Евангелия воукизма»? Сомнительно.