Как ООН может обеспечить мир во всем мире, если не в состоянии остановить насилие в малой части первого открытого Колумбом острова нового континента?«Бандитизм разрывает Гаити на части», «Эскалация насилия угрожает миллионам на Гаити», «Кризисы на Гаити достигли критической точки», «Беспрецедентная нестабильность на Гаити требует срочных действий»... Этими заголовками каждую неделю, месяц, год с удивительным постоянством практически все мировые СМИ пугают мировое сообщество. А ООН и ныне там: обозначит проблему, подискутирует и будет ждать, что скажут США. Вашингтону чужих не жалко, своих на разборки не дает. Вся мировая рать не может унять горстку разбойников, которая терроризирует 11 млн человек на территории 27,8 тысяч кв. км на острове в Карибском море.
На одном из очередных брифингов специальный представитель ООН в Гаити, бывшая министр иностранных дел Эквадора и посол в Организации американских государств Мария Исабель Сальвадор, сменившая на этом посту американку Хелен Ла Лайм (бывший посол США в Анголе), практически повторила ее слова, неоднократно сказанные Совету Безопасности ООН:
«Я не могу переоценить серьезность ситуации на Гаити, где многочисленные затяжные кризисы достигли критической точки».
Мария Исабель озвучила ситуацию: 8400 жертв бандитского насилия задокументировано только в столице Порт-о-Пренсе офисом ООН в 2023 году, что на 122% больше, чем годом раньше. Около 300 банд контролируют примерно 80% столицы, и на их совести 83% убийств и ранений. Причем, добавила она, банды проводят «крупномасштабные операции, чтобы контролировать ключевые зоны, систематически используя убийства и сексуальное насилие для установления контроля».
Брифинг состоялся примерно через три месяца после того, как Совет Безопасности ООН 3 октября 2023 года с годовым опозданием дал согласие на развертывание в Гаити многонациональных вооруженных сил во главе с Кенией с целью установления порядка. Из документов ООН не ясно, собираются ли силы ООН искоренить зло или только взять под свой контроль преступность на острове. В настоящее время банды контролируют на Гаити большую часть столичного района Порт-о-Пренс и ключевые сельскохозяйственные районы на севере страны.
Ожидалось, что первая группа примерно в 300 кенийских офицеров полиции прибудет на Гаити к февралю этого года. В конечном итоге их число должно возрасти до 1000 офицеров, которые возглавят многонациональные силы численностью 3000 человек из Бурунди, Белиза, Сенегала, Ямайки и Чада. А в идеале, по данным ООН, для наведения порядка необходимы около 25 000 действующих офицеров полиции, что недостижимо даже для ООН. Не ясно, какими полномочиями будут облечены нынешние «миротворческие силы» и какими средствами борьбы с оргпреступными группировками будут обеспечены. Во всяком случае, от США и их союзников им перепадет меньше, чем перепадает бандформированиям Гаити.
Представители Кении, неоднократно посетившие Гаити для выяснения условий жизни и работы своего контингента, в результате пришли к выводу, что для минимально успешной деятельности миссия должна насчитывать по меньшей мере 5000 военнослужащих, ежегодный бюджет которых составляет примерно $240 млн. Совет Безопасности посчитал это предположение завышенным.
Но, пожалуй, главным препятствием к успешному началу и завершению Многонациональной миссии по поддержке безопасности (MSS) станет то, что кенийские и полицейские других стран не будут носить «голубые каски» ООН, а значит, не могут рассчитывать на автоматическую поддержку Секретариата ООН. Кстати, официальные лица ООН поспешили подчеркнуть, что организация не имеет отношения к MSS, подстраховавшись тем самым от реально возможного повторения провала миссии.
Хотя многие в Кении справедливо подвергли сомнению ведущую роль своей страны в этой миссии, президент Уильям Руто сказал, что «эта миссия имеет особое по важности и срочности для человечества значение». Высший суд Кении придерживается другого мнения, признав неконституционным направление правоохранительных органов для обеспечения безопасности в Гаити, и отклонил запланированное развертывание в этой стране полицейских. Теперь Найроби предстоит «обломать» свой Верховный суд, чтобы «грудью закрыть амбразуру» Гаити.
Почему же до сих пор никому не удавалось перекрыть основные источники обеспечения гаитянских преступных группировок? Причина и следствие — Соединенные Штаты, без неофициальной поддержки которых было бы невозможным «размножение преступности» в Гаити.
Гада Фатхи Исмаил Вали, генеральный директор отделения ООН в Вене и исполнительный директор отделения ООН по контролю над наркотиками и предотвращению преступности (УНП ООН), заявила на Совбезе ООН, что гаитянские банды по-прежнему имеют доступ к современному оружию, которое подпитывает продолжающееся насилие. УНП ООН, отметила она в своем последнем отчете, подтвердило, что оружие и боеприпасы, незаконно ввезенные из США, попадают в руки преступников. Отправленные в основном из штата Флорида, они прибывают в Гаити на кораблях и небольших самолетах.
«УНП ООН обнаружило, что на Гаити есть четыре основных сухопутных и морских маршрутов и 11 неофициальных или подпольных взлетно-посадочных полос, разбросанных по всей стране для доставки незаконного оружия на Гаити из США», — заявила Гада Вали.
США заинтересованы в поддержании преступности в Гаити, которая приносит им экономическую прибыль. Информационный проект Канада-Гаити сообщил, что «с 1995 года США предоставили более $13 млрд в виде субсидий американским фермерам, выращивающим рис... Благодаря этому цена американского риса, экспортируемого на Гаити, значительно ниже, чем цена риса, производимого гаитянскими фермерами». Такое соглашение поставило местных фермеров в невыгодное положение, они не могут конкурировать с американцами, и в конечном итоге, вынуждены были им уступить.
Парламент Гаити предпринял было попытку поднять уровень жизни граждан, доведя минимальную заработную плату рабочим и служащим до $5 в день. Соединенные Штаты вмешались и заблокировали законопроект.
Гаити была частью Соглашения PetroCaribe, которое было заключено в 2005 году Венесуэлой при тогдашнем президенте Уго Чавесе. Соглашение частично предлагало доступные цены на нефтепродукты и способствовало социально-экономическому развитию путем устранения неравенства и улучшения качества жизни в странах-партнерах. Незаконные и аморальные санкции, введенные Вашингтоном против Венесуэлы, не позволили Гаити участвовать в программе и получать нефтепродукты по доступным ценам. Так США спровоцировали рост цен и дефицит топлива на острове.
Иными словами, нынешний социальный кризис на Гаити мало связан с «бандами», а является результатом махинаций, осуществляемых «основной группой» во главе с Соединенными Штатами и их союзниками: Канадой, Францией, Европейским Союзом и лакейской Организацией американских государств (ОАГ), которым трафит ООН.
Тем более, что печальный опыт уже имеется и в XXI веке. Одобренная ООН миссия по стабилизации на Гаити, начавшаяся в июне 2004 года, была омрачена скандалом о сексуальном и вооруженном насилии, а также распространением холеры, в результате которой погибло почти 10 000 человек. Миссия бесславно завершилась в октябре 2017 года.
«Гаити не нужны иностранные войска для решения своих проблем, но ей нужны Соединенные Штаты и их партнеры, чтобы прекратить поддерживать коррумпированное правительство, связанное с преступными группировками», — услужливо пишет Foreign Affairs, понимая, что именно США поддерживают «коррумпированное правительство, связанное с преступными группировками».
За 20 месяцев нелегитимный, по утверждению гаитянских и ООНовских аналитиков, премьер-министр Ариэль Анри и его коррумпированное правительство, связанное с преступными группировками, руководили стремительным крахом Гаити. При его правлении банды не только усилили насилие, но и парализовали страну совершенно новой для Гаити формой террора: перекрыли доступ населения к главному складу топлива в стране, что привело к закрытию больниц, обострению вспышки холеры и повсеместному голоду.
Массовые похищения, изнасилования, убийства и расправы над обывателями почти никогда не расследуются, не говоря уже о судебном преследовании. При Анри судебная система перестала функционировать, срок полномочий последних десяти избранных сенаторов Гаити официально истек, в результате чего в стране не осталось ни одного избранного государственного чиновника.
С ведома и согласия США Анри отверг «Соглашение Монтаны» и «Соглашение от 21 декабря» — два предложения, разработанные различными слоями гаитянского общества, предусматривавшие дорожную карту «по созданию условий для национальной стабильности с целью возвращения к конституционной нормальности и восстановлению демократического порядка» в течение двух лет. Соглашения устанавливали график формирования нового избранного правительства к февралю 2024 года.
Февраль насупил. Почему это не произошло? Моника Клеска, журналистка, бывший сотрудник ООН и член Комиссии по поиску решения гаитянского кризиса уверена, что «находящиеся под криминальным контролем лидеры Гаити при поддержке США, Канады, Франции, Европейского союза и ООН терроризировали собственное население, ослабили гаитянские институты, привели страну к стремительному экономическому коллапсу и продемонстрировали свое презрение к гаитянам, не предоставляя социальных услуг, включая безопасность».
Гаити меньше всего нуждается в иностранном военном вмешательстве, считает она. Страна срочно нуждается в том, чтобы «Штаты и их партнеры прекратили поддерживать коррумпированное правительство и оказывали на него давление с целью достижения политического соглашения с оппозицией и гражданским обществом, которое может решить катастрофическую гуманитарную ситуацию, катастрофическую ситуацию с безопасностью и провести выборы, которые приведут страну к функциональному, стабильному демократическому государству, способному служить своему народу, выполняя его основные права человека и соблюдая верховенство закона».
Почему-то, уверены аналитики, местные бандосы готовы рассматривать эти возможности. А американцы — нет.
За последние недели тысячи беженцев с Гаити, рискуя жизнью, прибыли на американо-мексиканскую границу, отчаянно надеясь легально перейти за стену и колючую проволоку. Гаитянские беженцы верили, что Соединенные Штаты при президенте Байдене кинут им спасательный круг. Они ошиблись. Администрация Байдена насильно отправила тысячи людей обратно на Гаити — в зону бедствия, откуда беженцы, вероятно, живыми уже не вернутся.
Посол США Дэниел Фут, назначенный президентом Байденом специальным посланником США на Гаити в июле прошлого года, подал в отставку в знак протеста против политики своей администрации.
«Я не хочу ассоциироваться с бесчеловечным, контрпродуктивным решением Соединенных Штатов депортировать тысячи гаитянских беженцев», — написал он в своем заявлении об отставке.
«Я потрясен ошеломляющим и постоянно растущим уровнем насилия со стороны банд, разрушающих жизни гаитян, особенно в Порт-о-Пренсе», — лицемерно «всплакнул» генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, фактически признав поражение ООН на Гаити. На большее «откровение» он и временно возглавляемая им организация, похоже, не способны.