Под предлогом стабилизации обстановки в стране США и Запад стремятся укрепить свои военные позиции на Африканском роге. Сомали страдает от продолжающихся конфликтов, политической нестабильности и беззакония уже более трех десятков лет. Во многом это связано со свержением диктатора Сиада Барре в 1991 году, что создало вакуум власти, который сохраняется и сегодня. Отсутствие стабильного центрального правительства привело к возникновению многочисленных военизированных групп, соперничеству между кланами и местными военачальниками, борющимися за контроль над регионами Сомали.
Глубокий гуманитарный кризис в стране представляет собой сочетание насилия, коррупции, пиратства и терроризма, а также голода и частых засух. Тем не менее, из-за своего географического положения в Африканском Роге (бунтующий Йемен с его хуситами буквально через дорогу, то есть через Аденский залив) нестабильное Сомали, как это ни парадоксально звучит, является важной составляющей региональной и глобальной стабильности. Именно по этой причине создаются все новые и новые международные форматы, направленные на поддержку стремлений Сомали к восстановлению стабильности и эффективному управлению.
Так, в начале 1990-х годов первое вмешательство Соединенных Штатов и Организации Объединенных Наций не смогло восстановить порядок и было быстро прекращено из-за значительных потерь среди международных войск. Еще одна попытка была предпринята после гражданской войны в Сомали, в 2007 году, когда начала работать международная миссия АМИСОМ (миротворческая региональная миссия, проводящаяся под мандатом Африканского союза с одобрения ООН). Она была создана для ликвидации опасности, исходящей от Аль-Шабааб (радикальной исламистской группировки, полное название — «Харакат аш-Шабаб аль-Муджахидин», «Движение молодых моджахедов», имеющей тесные связи с известной запрещенной в РФ «Аль-Каидой») и наращивания военного потенциала сомалийских сил безопасности. Причем до такого уровня, когда они могли бы решать свои задачи самостоятельно, без поддержки извне.
Вторая задача была крайне важна, ведь подобные миссии не вечны. Так и эта, которая должна была завершиться в 2021 году. Однако вывод войск не состоялся, так как угроза безопасности только возрастала. АМИСОМ продолжала терять людей, деньги и военный дух.
Но самое интересное другое: далеко не только АМИСОМ была задействована в решении сомалийских проблем. Более того, даже сейчас там действуют аж целых три миссии от Европейского союза, а их мандаты продлены до 2024 года включительно. Расходование бюджета ЕС идет полным ходом, не иначе.
В 2022 году миссия АМИСОМ была завершена. Срок действия мандата АМИСОМ продлевался, пока 1 апреля 2022 года его не заменила Переходная миссия Африканского союза в Сомали — АТМИС. Пожалуй, ее самое важное отличие — АТМИС подведомственна Африканскому союзу (АС), что изначально наводило на мысль о её будущем провале, ведь Африканский союз недостаточно сильная (с военной точки зрения) организация.
Весьма скоро и эта миссия столкнулась с финансовыми проблемами, как и АМИСОМ. Чего не скажешь о финансовом и военном потенциале Аль-Шабааб, который ежегодно увеличивается. Институт Хираала, исследовательская группа из Могадишо, сообщает, что за минувший год доход группировки составил около 180 миллионов долларов США, а расходы на оружие — около 24 миллионов. Финансовая ситуация в АТМИС далека от таких показателей. В третьем квартале 2023 года финансовый дефицит миссии составил около 10,6 миллиона долларов США. АС не смог оказать финансовую поддержку миссии, несмотря на взятые обязательства.
Встреча представителей АМИСОМ и властей Сомали, март 2022 года
Говоря о позициях террористических и других радикальных группировок в Сомали, следует подчеркнуть и тот факт, что они не только хорошо финансируются, но и не испытывают недостатка в людских ресурсах. Население этой нищей страны, не имеющее альтернативы, постоянно пополняет ряды террористических групп — по сути, это единственный источник заработка.
Поэтому решать сомалийскую проблему необходимо комплексно. Не только усиливать потенциал служб безопасности, но способствовать созданию эффективных институтов власти и экономики. Однако и европейцы, и США рассматривают эту страну как плацдарм для постоянного военного присутствия в стратегически важном регионе.
АТМИС, в которую входят войска из Бурунди, Джибути, Эфиопии, Кении и Уганды, завершила первый этап сокращения численности 2000 военнослужащих 30 июня 2023 года и должна была вывести еще 30 сентября, сократив свой военный состав до 14626 человек. Свертывание АТМИС изначально было запланировано в четыре этапа и должно закончиться к декабрю 2024 года, однако, учитывая отсутствие успехов миссии, это маловероятно.
Показательным примером усиления террористов в регионе и ослабления союзнических сил является недавний инцидент с вертолетом ООН: в середине января 2024 года он проводил медицинскую эвакуацию, во время которой был вынужден совершить экстренную посадку в районе, контролируемом Аль-Шабааб в центральной части Сомали. Террористическая группа похитила шесть человек и застрелила еще одного, когда он пытался бежать.
Неудачи миссии и международного сообщества ставят под сомнение роль Африканского союза в поддержании мира и безопасности на континенте. Разумеется, проводимые операции привели к снижению пиратства, а также влияния в отдельных районах Аль-Шабааба. Однако Сомали все еще находится в состоянии хаоса. И мировое сообщество этому способствует, ведь до сих пор действует эмбарго на поставки оружия властям Сомали. Частичное эмбарго ООН препятствует тому, чтобы федеральное правительство предоставляло ресурсы силам безопасности для противодействия постоянно нарастающей угрозе со стороны Аль-Шабаб.
Ситуация с неудачными миссиями и отсутствием постоянного контроля очень напоминает историю с французскими миссиями в Сахеле — Сервал и Бархан. Углубляться в эти события не будем, лишь отметим: французские войска не смогли одержать решающую победу над террористическими группами и выполнить соглашения о национальном примирении между сепаратистами и центральным правительством.
После этого Франция приняла решение о выводе своих вооруженных сил, даже не завершив миссию и оставив регион на растерзание террористам. Первые звоночки, сигнализирующие о возможности повторения такого сценария, уже есть: АТМИС объявила, что передала семь военных баз правительству Сомали, что ознаменовало завершение второго этапа вывода международных сил из страны. В качестве аргумента для вывода 3000 военных и передачи 7 военных баз стали якобы успехи в борьбе с террористами. Однако непонятно, о каких успехах идет речь, учитывая регулярные нападения последних.
Завершится ли миссия в декабре 2024, сказать сложно. Здесь возможны два сценария. С одной стороны, европейцам невыгодно покидать регион, однако шансов у него все меньше, учитывая количество конфликтов, в которые он втянут. С другой — ВС Сомали слишком слабы, они не смогут стабилизировать ситуацию в одиночку.
Вполне возможно, что со временем Сомали станет разменной монетой между Евросоюзом и США. Вашингтон уже давно не скрывает своих планов по «уничтожению» ЕС, его экономики и мощи.
С учетом ноябрьской встречи военного командования США и Сомали, можно предположить, что США приложат все усилия, чтобы вытеснить АТМИС из региона (желательно ещё и с позором, как это было с Францией во время операции «Бархан»), урвав «лакомый кусочек» — Сомали — себе. Тем более, что значение этой страны на фоне продолжающегося роста напряженности на Ближнем Востоке только увеличивается.
Таким образом, США посредством подобных локальных конфликтов удалось запятнать в Африке репутацию не только Франции, но и всей Европы (Великобритании, в частности) в принципе.
Может ли в перспективе измениться сложившаяся ситуация? Теоретически может, но только после выборов в США, от итогов которых зависит сейчас многое, в том числе и локальные конфликты в Африке.