Заканчивается крайне интересный год для мировой экономики, пора подводить итоги. Начинался год достаточно панически на фоне феноменального спроса на доллары и полной комы финансово-кредитной системы. ФРС противопоставила этому мощные вливания ликвидности в банковскую систему. За месяц колебания доллара достигали 10%-15%. Противопоставили этому неявные интервенции: ФРС открыла своп-линии с ведущими Центробанками объем которых доходил до $583 млрд. в конце 2008 года. Фактически финансовые институты получали долларовую ликвидность непосредственно от своих Центробанков, в обход покупки доллара на открытом рынке. Накачивание долларов в мировую систему происходило в пожарном порядке, что спровоцировало резкое падение американской валюты в конце 2008 года (за две недели доллар рухнул на 15% относительно евро). С середины декабря 2008 года своп-линии начали сокращать, что спровоцировало обратное движение доллара, который к февралю практически отыграл все потери, вернувшись к уровню 1.25 доллара за евро. Параллельно с сокращением своп линий ФРС начала вливание ликвидности в финансовую систему посредством выкупа ценных:
В январе 2009 года была начата скупка бумаг обеспеченных ипотекой Mortgage-backed securities (активизировался выкуп только в середине февраля), запланирован объем выкупа на $1.25 трлн.С начала апреля 2009 года началась активная скупка долгов правительства США, с общим объемом $300 млрд.
Ещё с октября 2008 года был начат выкуп долговых обязательств ипотечных агентств (Fannie Mae, Freddie Mac ), которые к тому моменту уже были национализированы. С февраля 2009 года выкуп этих бумаг резко активизировался, общий объем выкупа запланирован в размере $200 млрд. (к концу года план был сокращен до $175 млрд.)
В результате таких действий вливание ликвидности через кредитные программы было замещено прямым выкупом ценных бумаг, причем неликвидных ценных бумаг и, похоже, совсем не по их рыночной стоимости. Финансовая система в итоге получила живые деньги, не обремененные кредитными обязательствами, за явно «мусорные» активы. Чтобы как-то восстановить доверие в финансовой системе ФРС просто залила эту систему огромным объемом денег, которые в условиях падения спроса и высокой безработицы так и остались внутри самой финансовой системы. Итогом стал рост банковских резервов до рекордных $1.1-$1.2 трлн. (в 18 раз больше обязательных резервов), наличность в банках достигла $1.2-$1.3, а уровень Cash Ratio (соотношение наличности и депозитов на балансах банков) достиг рекордных за последние 28 лет значений на уровне 16%-17%. Ещё одним итогом стало восстановление фондовых рынков, т.к. часть залитой в систему ликвидности ушла в спекулятивные операции на рынках.
К декабрю 2009 года ФРС скупила ипотечных бумаг (Mortgage-backed securities) на $901 млрд., долговых обязательств Казначейства скуплено на $300 млрд., долговых бумаг ипотечных агентств (Federal agency debt securities) скуплено на $158 млрд.
Если в январе 2009 года долгосрочные активы ФРС составляли всего 26% от всех активов, то к концу года их доля выросла до 86%, фактически ФРС выполнила роль «плохого банка». Это позволило резко снизить процентные ставки по ипотеке и удерживать их в районе 4.7-5.4% в течение года. ФРС скупила значительную часть выпуска ипотечных бумаг, на 3 квартал 2009 года в обращении было MBS, выпущенных ипотечными агентствами на $5.5 трлн., из которых 16% находится на балансе ФРС. Фактически американская кредитная система находится на «аппарате искусственного дыхания», для того, чтобы это понять, нужно взглянуть на сектор ипотеки, который не был поддержан со стороны властей и ФРС, а именно ипотечные бумаги негарантированные правительством США и невыкупаемые со стороны ФРС: выпуск таких бумаг в 2009 году составил $22 млрд. (сократился на 97.6% по сравнению с докризисным 2006 годом), этот сектор фактически умер. Такая ситуация не удивительна, потому как просрочки по ипотечным кредитам продолжили рост и достигли рекордных 9.8% по жилой ипотеке и 8.7% по коммерческой ипотеке (в 4 квартале 2008 года показатели были соответственно 6.3% и 5.5%).
Банки резко ужесточили условия кредитования, отсеивая, таким образом, неблагонадежного заемщика. Никакие вливания ФРС не заставили американские банки наращивать объемы кредитования, объем выданных кредитов сокращался весь год, субъекты экономики были вынуждены погасить банковских кредитов на $572 млрд., что составляет 7.8% от всего объема выданных коммерческими банками кредитов (это рекордное сокращение кредитования за весь период подсчета подобной статистики с 1973 года). Стоит учитывать и тот момент, что субъекты американской экономики также должны были выплачивать проценты по кредитам. В общей сложности американским домохозяйствам необходимо было рефинансировать и выплатить кредитов на $1.5 трлн., благодаря ФРС 2/3 этой суммы было рефинансировано, остальное пришлось выплатить, фактически единственным кредитором в 2009 году была Федеральная Резервная Система.
Параллельно с вливанием ликвидности со стороны ФРС резко начали наращиваться расходы американского правительства. Дефицит бюджета взлетел за 2009 год до рекордных $1.4 трлн. (10% от ВВП), чтобы не допустить роста ставок ФРС скупила долговых обязательств Правительства США на $300 млрд. Наращивание дефицита бюджета и вливание ликвидности со стороны ФРС спровоцировали ослабление доллара, которое началось с весны. Этому способствовали опасения инфляции, возможные сложности с обслуживанием долга и использование американского доллара, как валюты фондирования для керри-трейд, что было обусловлено низкими процентными ставками (ФРС вес год удерживало ставку на вблизи нулевых уровней). Фактически американские власти взяли на себя финансирование экономики, и по итогам года доля правительства в доходах американских домохозяйств превысила 25%. Это при том, что налоги на домохозяйства сократились за период кризиса на 30%.
К ноябрю 2009 года государство потратило на домохозяйства на $1.28 трлн. больше, чем собрало налогов и взносов. Государство создает 11.5% всех располагаемых доходов домохозяйств, делается это за счет наращивания госдолга. Не смотря на сокращение прямого долга домохозяйств, общая долговая долгосрочная нагрузка на американского потребителя продолжа расти за счет наращивания государственного долга США, который к концу 2009 года превысил $12.1 трлн., за два последних года он вырос на $3 трлн. и составил 85% от ВВП. Общий долг домохозяйств и правительства достиг к 3 кварталу рекордных 238.6% от располагаемых доходов домохозяйств. Реальная долговая нагрузка на домохозяйства продолжает расти, ситуация с долгом в реальности продолжила ухудшаться. Американская экономика и домохозяйства прожили этот год относительно спокойно исключительно благодаря наращиванию государственного долга и дефицита бюджета.
Обвал розничных продаж сменился их стабилизацией в 2009 году, в январе-ноябре 2009 года розничные продажи (без учета бензина и автомобилей) были на 2.2% ниже, чем за аналогичный период 2008 года. Общие продажи за январь-ноябрь 2009 года сократились более существенно, их падение составило 7%, но здесь большую роль сыграло падение цен на бензин. Во второй половине года розничный сектор немного восстановился благодаря активному стимулированию экономики.
Американская промышленность также восстанавливалась во второй половине года, чему способствовало постепенное падение доллара и активная поддержка автосектора в США (программа «деньги за драндулеты»). К середине года производство падало на 14.8% относительно докризисных уровней и достигало уровня 1998 года, но во второй половине года немного восстановилось, сократив потери до 11.5%, вернувшись на уровень 2002 года.
Рынок жилья США приостановил свое падение, чему способствовала программа поддержки рынка жилья First-Time Homebuyer Credit, в соответствии с которой каждый покупатель первого дома получает налоговый вычет до $8000, программа действует с января 2009 года и срок её действия продлен вплоть до конца апреля 2010 года. Благодаря программе резко вырос объем продаж жилья на вторичном рынке, который в ноябре достиг 6.54 млн. домов в год, что соответствует уровню весны 2007 года. Здесь стоит заметить тот момент, что резкий рост продаж в ноябре продиктован тем, что в этом месяце программа должна была завершиться и американские домохозяйства торопились купить дом по программе, решение же о продлении срока действия программы было принято только в конце ноября. Цены на вторичном рынке жилья приостановили свое падение и даже немного подросли. Но все же, остались на 25% ниже своих докризисных максимумов (по версии Национальной Ассоциации Риелтеров США), на 29% ниже своих докризисных максимумов (по версии S&P/Case-Shiller).
По сравнению с ситуацией на вторичном рынке, которая сильно искажена госстимулами и массированным выкупом ценных бумаг обеспеченных ипотекой со стороны ФРС, первичный рынок выглядел достаточно мрачно. Продажи новых домов в 2009 году продолжили падение, после небольшого отскока в середине года и остаются вблизи своих исторических минимумов. Цена на новые дома, с поправкой на инфляцию остается на уровне 2001 года, а продажи составляют всего 1/4 от докризисных уровней.
Такая ситуация объясняется тем, что в США существуют огромные запасы неиспользуемого жилья, к 3 кварталу 2009 года 14.5% всего жилого фонда США пустовало (что соответствует 18.8 млн. домов, на 400 тысяч домов больше, чем в 2008 году). При этом уровень пустующего жилья предназначенного для сдачи в аренду достиг рекордных за полвека 11.1% от всего жилья предназначенного для аренды. В докризисном 2006 году пустовало 55 домов на 1000 жителей США, в 2009 году их количество достигло 62 домов на 1000 жителей. Ситуация на первичном рынке жилья в этой ситуации более адекватно отражает текущую ситуацию, а здесь все осталось крайне плохо. За январь-ноябрь 2009 года было продано всего 350 тысяч новых домов, в 2008 году за январь-ноябрь было продано 459 тысяч, в 2007 году – 732 тысячи, в 2006 году – 981 тысяча, в 2005 году – 1196 тысяч.
Рынок труда США в течение года продолжал сокращать рабочие места, за январь-ноябрь 2009 года было сокращено 4.1 млн. рабочих мест, а за период кризиса работу потеряли 7.2 млн. американцев, что составляет 5.2% - максимальное падение с 1949 года. К концу года сокращение рабочих мест практически прекратилось, рынок труда инертен, потому стимулы действовали с задержкой. Проблемы на рынке труда продолжают оставаться крайне серьёзными. Безработица к концу года превысила 10%, впервые с 1983 года, причем полная безработица превышает 17%. Каждый шестой трудоспособный американец не имеет работы, или имеет неполную занятость. Важным моментом также является тот факто, что 3 млн. работоспособных американцев были просто исключены из состава рабочей силы за последний год, что занижает официальный уровень безработицы.
Ещё одним очень важным моментом стало изменение структуры безработицы: застойная безработица достигла исторических максимумов, побив все рекорды. Доля тех, кто не имеет работы более полугода, достигла 38.3% от всех безработных, такого не было ни разу за послевоенный период, это в 1.5 раза больше, чем в 1983 году. Медианный период нахождения в статусе безработного достиг исторического рекорда 20.1 недели, средний период нахождения в статусе безработного побил все рекорды и достиг 28.5 недели. Профессиональные безработные, пожалуй именно так можно назвать часть американских безработных в нынешней ситуации. Программа Emergency Unemployment Compensation расширяет период получения пособий по безработице до 53 дополнительных недель (помимо обычных 26 недель. Это только пособия по безработице, а есть ещё программа субсидирования расходов на медицинское страхование (Cobra Subsidies), которая предполагает, что государство покрывает 65% выплат по страховке. Программа была продлена и распространяется на всех уволенных в период с 1 сентября 2008г. по 28 февраля 2010 года, субсидия действует в течение 15 месяцев с момента увольнения. При такой госполитике, потерявшие работу американцы, просто не имеют стимула искать работу, особенно с пониженным уровнем оплаты труда, итогом становится застойная безработица. Проблема в том, что за год – полтора часть навыков теряется и когда программы отменят, многие просто не смогут найти работу даже с не очень высоким уровнем оплаты труда. Американский рынок труда завершает год в достаточно непростом положении.
В целом американская экономика провела достаточно тяжелый год, но падение ВВП было сдержанным, максимальное годовое падение ВВП составило в США 3.8% во втором квартале 2009 года, к третьему кварталу падение замедлилось до 2.6% благодаря активной поддержке автосектора и рынка жилья со стороны государства, а также сокращению импорта. Дополнительным фактором поддержки стала стабилизация финансового сектора. Инфляция была достаточно сдержанной, даже не смотря на активный рост ресурсных рынков. Рост цен на ресурсы, поддержка спроса со стороны государства и искусственная поддержка низких процентных ставок позволили избежать сильной дефляции. В то же время, основная часть ликвидности, которая предоставлена ФРС, осталась в резервах банков на счетах Федрезерва, что ограничило рост инфляции.
К началу нового года американская экономика подошла:
С высоким уровнем безработицы, причем безработица может стать долгосрочной проблемой в США.
С некоторым восстановлением экономики, но полностью основанным на государственной поддержке. Сейчас экономика США и её состояние крайне сильно зависят от государственных расходов и стимулов. Соответственно, это сопровождалось резким ростом государственного долга США и рекордным дефицитом бюджета.
Со стабилизацией финансового сектора, но полной зависимостью его от действий ФРС. Искусственное поддержание ставок на низком уровне в течение всего года обеспечивалось покупками ценных бумаг со стороны ФРС.
На данный момент экономика США полностью зависит от стимулирования со стороны Правительства и ФРС. Существенно наращивать стимулирование в 2010 году власти США уже не смогут, потому, как финансовая система уже переполнена ликвидностью, которая не может себе найти применения. В то же время рынок ипотеки и низкие ставки держатся исключительно на покупках со стороны ФРС (по сути, текущие ставки являются нерыночными и остаются низкими только благодаря покупкам со стороны ФРС). Безработица будет оставаться высокой, т.к. вне зависимости от мер по поддержке со стороны властей. В первой половине 2010 года будет свернута значительная часть программ поддержки экономики:
ФРС завершает выкуп MBS и бумаг ипотечных агентств в 1 квартале 2010 года, в этот же период завершатся действие большинства программ вливания ликвидности.
Программа поддержки рынка жилья (First-Time Home Buyer Tax Credit) завершается 30 апреля 2010 года. Крупнейшее ипотечное агентство в США Fannie May c 12 декабря 2009 года ужесточило условия выдачи кредитов, установив порог кредитного рейтинга заемщика 620 (до этого было 580, из максимальных 850).
Программа субсидии 65% выплат по медстаховке (COBRA) завершается 28 февраля 2010 года. Поле увольнения субсидия выплачивается в течение 15 месяцев. Учитывая то, что наибольшая волна увольнений пришлась на конец 2008-начало 2009 года и средний срок нахождения в статусе безработного более полугода, значительная часть безработных потеряет субсидию в конце 1 квартала – втором квартале 2010 года.
Программа расширения сроков выплат по пособий безработице(Emergency Unemployment Compensation) действует только для уволенных до 31 декабря 2009 года, программу решили не продлевать. Первые 46 недель платятся достаточно высокие пособия, потом сумма резко падает, это означает, что к марту-апрелю 2010 года многие пособия существенно сократятся.
Во втором квартале 2010 года значительная часть безработных попадут под сильное сокращение пособий по безработице и лишатся права на 65%-ю субсидию по медстраховке. Причем продление программ будет затруднено в связи с ухудшением возможностей по финансированию долгов правительством США, а ФРС осуществить новые покупки обязательств Казначейства не сможет, т.к. это будет грозить сильным падением доллара (финансовая система итак переполнена свободной ликвидностью). С прекращением выкупа MBS со стороны ФРС ставки по ипотеке будут стремиться к росту, уже в конце 2009 года начался небольшой рост ставок, хотя темы выкупа ипотечных бумаг совсем немного замедлились. При этом стоит понимать, что наращивать ипотечное кредитование и кредитование вообще банки сильно не смогут по той причине, что для этого необходимо смягчить условия кредитования, а на такой шаг банки вряд ли пойдут. С уходом ФРС, ставки по ипотеке будет стремиться к росту, причем рост этот начнется до того, как ФРС уйдет с рынка полностью и окончательно. Просрочки по кредитам продолжат рост, а потребительская активность может снова снизиться на фоне потерь субсидий несколькими миллионами безработных. Ставки по ипотеке могут вырасти даже в условиях относительно низких ставок по 10-тилетним нотам Казначейства, хотя ставки по ним также будут стремиться к росту выше 4% на фоне высокой потребности государства кредитах. Покупки долгов Казначейства со стороны ФРС смогли удержать ставки на уровне близком к 3.5% в 2009 году, объем интервенции ФРС был $300 млрд., для поддержания ставок по ипотеке потребовалось более $900 млрд. Это при том, что объемы эмиссии ипотечных бумаг и бумаг Казначейства в 2009 году были близкими, как и объемы рынка ипотеки и госдолга. Уход ФРС с рынка бумаг обеспеченных ипотекой может привести к росту ставок по ипотечным кредитам на 1.0%-1.5%, т.к. банковский сектор не готов перекрыть объемы, выкупаемые ФРС, а частный инвестиционный сектор возвращаться на этот рынок пока не торопится…
Источник: (полная информация):
Егор Сусин