ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2010 ГОД
Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика
не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому
выходу экономики на положительные темпы роста.
Другими важными факторами стали также
1. рост цен на мировых рынках углеводородов и
2. иных товаров российского экспорта,
3. оживление мировой экономики, в первую очередь в Юго-Восточной Азии.
При этом положительные тенденции оживления экономики
сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить,
что рост является сбалансированным и не основан
на появлении новых «пузырей» на отдельных рынках.
Стабильной остается ситуация в социальной сфере - в результате
проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности,
под контролем находится уровень безработицы - на конец ноября он составил 8,1%
экономически активного населения, против 9,1% по итогам первого квартала.
В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер.
Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах
сочетается с падением в других.
Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности.
В экономике продолжают доминировать факторы,
обусловившие быстроту и глубину спада:
1. зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта,
2. низкий внутренний спрос и
3. неспособность российской промышленности его обеспечить,
4. слабая финансовая система и
5. отсутствие в экономике «длинных» денег.
Антикризисная политика Правительства Российской Федерации
на первом этапе - конец 2008 - 2009 год, несмотря на наличие модернизационной составляющей,
в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса
на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь
промышленного и технологического потенциала.
Это значит, что
продолжение восстановительного роста
в сложившейся экономической парадигме
во-первых, будет неустойчивым, поскольку внутренние риски российской экономики
в краткосрочном периоде не устранены,
во-вторых, будет более медленным, поскольку будет жестко «завязано»
на восстановление мировой экономики, и,
в-третьих, будет воспроизводить ту модель экономики, уход от которой был обозначен
в качестве главного приоритета докризисной повестки дня Правительства Российской Федерации.
Такой путь не обеспечивает модернизации экономики,
достижения целей и задач долгосрочного развития.Это значит, что
необходима корректировка политики в плане
смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку
отраслей, предприятий и населения, на меры,
ориентированные на формирование
1. нового промышленного потенциала,
2. модернизацию,
3. инновации,
4. повышение качества человеческого капитала.
Такое смещение акцентов должно позволить на горизонте в 2-3 года компенсировать
накопленное за 2009 год отставание от «графика» модернизационной повестки дня.
При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного
в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей.
Особое внимание будет уделяться и
вопросам безработицы,
социальной поддержки населения,
пенсионного обеспечения,
решению проблем моногородов.
Слова Правительства о
бесперспективности сложившейся экономической парадигмы и Президента о
необходимости смены экономики и политической системы ложатся в одну канву с выводами Глобальной авантюры.