https://russiaun.ru/ru/news/270224Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии
Г-жа Председатель,
Благодарим спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Гейра Педерсена и главу УКГВ ООН Мартина Гриффитса за брифинги.
Наше заседание проходит в условиях беспрецедентного всплеска насилия в зоне палестино-израильского конфликта, продолжающегося уже более 140 дней, которое имеет свою проекцию не только на военно-политическую обстановку в Сирии, но и на ситуацию во всем регионе Ближнего Востока. Особую тревогу у нас вызывает интенсификация в регионе т.н. «ударов возмездия» ВВС США, а также продолжающиеся авианалеты Израиля на своих арабских соседей, в том числе из района оккупированных сирийских Голан и «Голубой линии», чреватые рисками втягивания как Сирии, так и её соседей в полномасштабное региональное противостояние.
Израильская авиация только за последний месяц неоднократно атаковала международные аэропорты в Дамаске и Алеппо, которые служат основными воротами для ввоза в Сирию ооновской помощи, и наносила удары по районам Дейр-эз-Зора, Абу-Кемаля и Голанских высот. А целями американских авиаударов вообще стали объекты и позиции ВС САР на востоке страны, где сирийские военные продолжают упорную борьбу с недобитыми игиловцами, которым Вашингтон, вопреки своим заявлениям, на деле обеспечивает опеку и покровительство. У нас нет никаких сомнений в том, что непрекращающиеся в последнее время американские атаки на объекты в Ираке и Йемене, как бы их ни пытались обосновать в Вашингтоне, представляют собой прямую угрозу международному миру и безопасности, подрывают миропорядок, опирающийся на верховенство универсального международного права и центральную роль ООН.
Со своей стороны, решительно осуждаем продолжающиеся налеты по территории САР. Расцениваем их как грубейшее нарушение суверенитета этого государства и базовых норм международного права.
В целом констатируем, что американская интервенция в Сирию под предлогами якобы борьбы с терроризмом продолжает играть крайне дестабилизирующую роль. Во всей этой ситуации наглядно проявляются вопиющие «двойные стандарты» Вашингтона: листированных СБ ООН террористов «Хейат Тахрир аш-Шам», контролирующих Идлиб, наши американские коллеги пытаются «обелить», осуждая власти Дамаска и его союзников за борьбу с ними. В то же время израильскую бесчеловечную и кровопролитную военную операцию против мирного населения сектора Газа, которая подается как борьба с движением ХАМАС, не признанным ООН террористическим, США пытаются представить как борьбу с терроризмом и осуществление Израилем права на самооборону.
Г-жа Председатель,
Несмотря на безальтернативность продвижения политического процесса в САР, ведомого и осуществляемого самими сирийцами в соответствии с резолюцией СБ 2254, трек сирийского политурегулирования продолжает пробуксовывать. Возобновление работы Конституционного комитета (КК) как основной площадки для прямого межсирийского диалога, столкнулось со сложностями подбора приемлемого для самих сирийцев места встречи. Хотели бы подчеркнуть: прежде всего для самих сирийцев, а не для кого-то из внешних сопровождающих этот процесс. Если г-н Педерсен полагает, что более не нейтральная Женева вдруг опять окажется приемлемой для сирийских сторон, то так тому и быть. Если же нет – то рассчитываем, что г-н Педерсен, наконец, в полной мере сосредоточит свои усилия на поиске решения по месту следующих раундов консультаций КК, не пытаясь навязать сирийским сторонам какие-либо собственные предпочтения.
Г-жа Председатель,
Констатируем, что гуманитарная ситуация в Сирии продолжает ухудшаться. Среди причин – масштабные разрушения за годы кризиса и в результате прошлогоднего землетрясения на границе в Турцией, удушающие незаконные односторонние санкции, воровство оккупирующими силами США природных ресурсов этой арабской страны и запредельная политизация гуманитарного досье в целом. Последнее проявляется, в том числе в рекордно низком уровне финансирования гумплана ООН для Сирии. В прошлом году удалось собрать менее 40% средств. Излишне говорить, что они недостаточны даже для покрытия базовых нужд сирийцев. Вопрос раннего восстановления в принципе выдавливается США и их сателлитами за рамки гуманитарной повестки. В этом контексте вызывает огромное разочарование абсолютная беспринципность западных доноров, которые хвалятся своими взносами на содержание сирийских беженцев в третьих странах. Таким образом, эти люди, по сути, оказываются обречены на прозябание в палаточных городках, и их выживание становится в полную зависимость от гумпомощи. И это вместо того, чтобы оказывать реальное содействие Сирии в развитии и реконструкции инфраструктуры, чтобы беженцы могли побыстрее вернуться домой.
Сожалеем, что несмотря на робкие попытки Секретариата говорить об этой проблеме, до сих пор так и не была отозвана продавленная западными странами внутрисекретариатская методичка «Параметры и принципы оказания гумсодействия Сирии», которая напрямую запрещает структурам ООН «на земле» заниматься восстановительным работами. Таким образом, под абсолютно политизированным предлогом сирийцам отказывают в раннем восстановлении водо- и электроснабжения, школ, больниц – всего, что имеет определяющее значение, в том числе для возвращения беженцев.
Ставя в этой ситуации «во главу угла» политические соображения, западные страны закладывают социальную бомбу замедленного действия и рискуют столкнуться с кризисом беженцев невиданных масштабов не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
Исключительно привлекательным для западных доноров остается Идлибский теранклав. Несмотря на то, что его контролируют листированные СБ ООН головорезы «Хейат Тахрир Аш-Шам», финансирование гумопераций ООН в нем поддерживается регулярно. На фоне ситуации с БАПОР и до сих так и не доказанной причастности его сотрудников к участию в атаке ХАМАС подобное выглядит очередным античеловечным проявлением «двойных стандартов».
Как еще можно объяснить этот парадокс, кроме как вопиющим пренебрежением западных государств жизнями и судьбами простых сирийцев?
Показательна и ситуация с гуманитарным доступом. После прошлогоднего землетрясения Дамаск, проявляя добрую волю и ответственное поведение, одобрил и продолжает продлевать разрешения для ООН использовать три погранперехода на границе с Турцией – «Баб ас-Салям», «Ар-Раи» и «Баб аль-Хава», в облегченном режиме согласовывает запросы и миссии ООН. Тем не менее кросс-лайн доступ в Идлиб и другие районы на севере Сирии до сих пор отсутствует. Как мы понимаем, сирийское правительство до сих пор так и не было подробно проинформировано о деятельности ооновских гуманитарщиков на неподконтрольных территориях северо-запада своей страны. Отписки «для галочки» – не в счет. Получается, что, несмотря на непродление резолюции Совета Безопасности о трансграничном механизме, ООН не оставляет попыток действовать в обход Дамаска. Подчеркиваем, что правительство Сирии имеет полное право получать исчерпывающие отчеты о маневрах гуманитарщиков, в первую очередь, в Идлибе. Такая работа должна быть чётко отлажена. Призываем УКГВ ООН не уклоняться от обязанностей и в полной мере выполнять свой мандат, прописанный в резолюции 46/182 ГА ООН – координировать и согласовывать гумдеятельность в любой части Сирии с официальным Дамаском.
Г-жа Председатель,
Востребованным остается и выпуск специального доклада о влиянии санкций на гуманитарную деятельность в САР. Напоминаем, что подготовка таких обзоров, вне зависимости от того, нравятся или не правятся они западным донорами, является отныне прямой обязанностью системы резидентов-координаторов ООН, которая прямо проистекает из резолюции ГА ООН «Односторонние принудительные меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран». В данной резолюции прописана прямое поручение Генсекретарю совместно с резидентами-координаторами и страновыми командами ООН проводить мониторинг влияния односторонних мер в подсанкционных странах, в том числе на торговлю и развитие. Надеемся увидеть такой документ в самое ближайшее время.
Благодарю за внимание.
Видео выступления27 февраля 2024