Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на заседании ГА ООН в рамках межправпереговоров по вопросу о справедливом представительстве в СБ ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам
https://russiaun.ru/ru/news/080324Уважаемые сокоординаторы,
Мы последовательно исходим из того, что реформенный процесс носит судьбоносный характер для всего мира. Его всеохватность, глубина и сложность требуют кропотливой и терпеливой работы, где интересы максимального количества государств-членов должны быть учтены. Проигравших здесь быть не должно. Это императив. Иначе все благие намерения сделать Совет более представительным, более эффективным, более демократичным «пойдут прахом». Угроза такого исхода должна быть отрезвляющим фактором для всех тех, кто пытается искусственно форсировать реформенный процесс или утверждает, что нет нужды стремиться к незыблемому консенсусу.
В этой связи мы не видим альтернативы продолжению спокойной и конструктивной работы в рамках имеющегося переговорного формата без установления произвольных графиков, навязывания предопределенных модальностей и стремления решить комплексную проблему реформы «одним махом». В условиях сохраняющихся разногласий, контрпродуктивны попытки подчинить переговоры интересам тех или иных групп стран или «загнать» их в «прокрустово ложе» текстуальных дискуссий, ведущих лишь к обострению противоречий. Мы уже проходили это в прошлом – эффект был противоположным задуманному.
Россия принципиально выступает за расширение участия в СБ развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаивающих подходы, интересы и чаяния большей части населения Планеты. Совет должен отражать это.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что в приоритетном плане необходимо исправить историческую несправедливость в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствуют ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. Это особенно актуально с учетом того, что значительное большинство вопросов, рассматриваемых Советом, имеет прямое отношение к Африке. Выступаем за расширение представленности континента в параметрах, согласованных самими африканцами, и позволяющих гарантировать эффективность СБ.
При любых раскладах Совет должен оставаться компактным. В противном случае неизбежно пострадает его работоспособность и оперативность. Наша позиция относительно оптимального численного состава реформированного Совета остается неизменной.
Активно участвуем в усилиях по совершенствованию рабочих методов Совета. Отмечаем заметные подвижки на данном направлении. Очевидно, что совершенствование рабочих методов СБ должно осуществляться с учетом мнений всех государств. Однако ведущая роль в этом процессе остается за самим СБ. Это – его прерогатива и «собственность». Отдельно подчеркнем: при любых вариантах расширения Совета нынешний статус и полномочия постоянных членов должны оставаться неприкосновенными, включая право вето. Видим, что некоторые делегации продолжают упражняться в риторике по этой политически выигрышной, на их взгляд, теме права вето, предлагая постоянным членам СБ то добровольно ограничить его использование, то вовсе отказаться от него. В ход идут дежурные тезисы о применении права вето как главной причине провала работы СБ. При этом мы видим, что некоторые из вас, ратующие за ограничение его использования, очень избирательно подходят к оценкам его применения в контексте ситуации в секторе Газа. Об эффективности работы Совета нельзя судить механически и статистически по числу применения вето, как и по количеству принимаемых им документов. Предостерегаем от подобного упрощенческого подхода.
Право вето – «краеугольный камень» всей архитектуры ООН, уникальный механизм, который препятствует продвижению в СБ односторонних подходов и побуждает постоянных членов искать компромиссы для выработки действенных и жизнеспособных решений. Без него лишилась бы устойчивости вся конструкция, а Совет превратился бы в орган, штампующий решения и ориентирующийся при этом на небесспорную или навязываемую условным большинством политическую линию в международных отношениях. Призываем всех рассматривать это именно через эту «призму».
Уважаемые сокоординаторы,
Мы уделяем особое внимание вопросу демократизации института неформального кураторства страновых и тематических «досье» в СБ ООН. Россия стояла у истоков соответствующих предложений, продвигая справедливое распределение нагрузки, а также отказ от монополизации этих досье. Последовательно выступаем за расширение круга неформальный кураторов и сокураторов, в первую очередь за счет непостоянных членов. Вместе с тем, необходимо помнить, что рабочие методы Совета должны оставаться его «собственностью», а значит рассматриваться внутри него. Продолжим уделять этому вопросу приоритетное внимание, в т.ч. в ходе регулярных обсуждений в рамках Неформальной рабочей группы СБ по документации и другим процедурным вопросам.
В вопросе отношений между Советом Безопасности и Генассамблеей исходим из необходимости строгого разделения труда между этими двумя главными органами Организации, как это предусмотрено Уставом ООН.
Убеждены, что все пять аспектов реформы должны обсуждаться в неразрывной связке. Любые попытки «выдернуть» отдельные кластеры чреваты размыванием «пакетного подхода», лежащего в основе переговоров.
Уважаемые сокоординаторы,
Уверены, что дальнейшее продвижение на переговорном треке зависит прежде всего от политической воли всех членов ООН по сближению подходов и готовности выйти на разумный компромисс. Его можно и нужно найти, все возможности для этого у нас есть. Важно, чтобы межправительственные переговоры по реформе СБ не создавали новые или углубляли уже имеющиеся разделительные линии между государствами-членами ООН. Напротив, они должны стать площадкой для конструктивных и сбалансированных дискуссий и решений. При этом «собственность» в переговорном процессе принадлежит исключительно государствам-членам.
Ждем от вас, уважаемые сокоординаторы, продолжения честного брокерства на переговорном треке. Сохранение вашей равноудаленной позиции является важным залогом для доверия к вам со стороны государств-членов, что должно открыть дорогу для поиска столь необходимых компромиссов и развязок.
Благодарю Вас.
8 марта 2024