Бодренькая статья в Блумберге про то как инвесторы выстроились в очередь, чтобы за триллион долларов восстановить украину, но русские бляха-муха как обычно мешают
===
Гонка на восстановление Украины стоимостью в 1 триллион долларов медленно набирает оборотыИмпульс, возможно, принадлежит России, но политики, руководители и инвесторы уже предвкушают самый крупный контракт, по крайней мере, со времен Второй мировой войны.
По мере роста заказов на резервные генераторы электроэнергии в Украине турецкая компания Aksa Power Generation наконец направила в Киев специального менеджера. Однако работа Салиха Комурджу заключалась не только в наблюдении за текущим бизнесом в пострадавшей от войны стране. Речь также шла о том, что произойдет, когда бомбы в конце концов прекратятся.
Ситуация на линии фронта не дает представления о том, когда и как может закончиться война России против своего соседа. Неудачи на Украине в последнее время
омрачили настроения в Киеве. Но растущая группа компаний постепенно наращивает свое присутствие на местах с перспективой получения крупнейшей инвестиционной возможности, по крайней мере, со времен Второй мировой войны, когда это произойдет.
Правительства, руководители компаний и инвесторы позиционируют себя в ожидании восстановления, которое, по оценкам Европейского инвестиционного банка, может составить более 1 триллиона долларов государственного и частного капитала. С поправкой на инфляцию это более чем в пять раз больше, чем финансируемый США План Маршалла, который привел к промышленному возрождению в Европе после поражения Германии.
Взгляд на деятельность по восстановлению по всей Украине — даже несмотря на то, что
боевые действия идут третий год — дает представление о том, как могут выглядеть масштабные усилия.
Турецкие компании восстанавливают мосты и дороги, одновременно поставляя генераторы энергии и мобильные госпитали, надеясь, что у них будет преимущество, когда начнется конкуренция за крупные контракты. Однако пока мало что из этого рассчитано на более долгосрочную перспективу и большее залатывание боевых шрамов.
Турецкая компания Onur Group построила новый Ирпенский мост 7 марта.
Фотограф: Эндрю Кравченко / BloombergБлизлежащий мост Стоянка был восстановлен украинскими компаниями.
Фотограф: Эндрю Кравченко / Bloomberg
Если смотреть дальше, немецкие и австрийские компании планируют предприятия в сфере инфраструктуры и обороны, JPMorgan Chase & Co.
ждет рабочие группы для “предпроектного планирования”, в то время как Дания на данный момент пожертвовала 120 миллионов евро (130 миллионов долларов) на восстановление судостроительного центра в Николаеве.
“Каждый выстраивает свои круги”, - сказал
Комурку, представитель Aksa в украинской столице с ноября. “Я хочу быть в гуще событий, среди людей, которые были здесь заранее, и знать всех”.
То, где будет проходить восстановление, покажет, какой может быть будущая Украина. Миллиарды долларов намечены для части территории страны, контролируемой правительством президента Владимира Зеленского, но около 18% территории Украины в настоящее время оккупировано российскими войсками.
Карта Украины будет зависеть от того, какую часть этой территории вернет Киев, и когда и где предпочтет жить более четверти довоенного населения страны. Около 3,7 миллиона граждан по-прежнему остаются внутренне перемещенными лицами, почти 6,5 миллиона бежали за границу, а миллионы других живут под российской оккупацией.
По оценкам министра экономики Украины Юлии Свириденко, 156 000 квадратных километров (60 231 квадратных миль) — территория, почти вдвое превышающая территорию Австрии, — пострадали от мин и других боеприпасов.
По этим причинам человек, ответственный за проект восстановления в Украине, сказал, что пока не может нарисовать картину состояния своей нации после окончания войны. Вопросы также включают в себя, как гарантировать, что
российские агрессоры не вернутся, если будет достигнуто какое-то мирное соглашение, и как страна, пораженная коррупцией, будет обрабатывать поступающую помощь.
“У нас есть шанс восстановить страну лучше, чем это было в СССР”, - сказал
Мустафа Найем, глава Государственного агентства по развитию инфраструктуры и реконструкции в своем офисе в Киеве. “Своего рода машина, которая будет работать — уверенно и прозрачно — когда поступят средства”.
На данный момент Украина изо всех сил пытается получить помощь для поддержки своих слабеющих военных усилий, не говоря уже о восстановлении страны. Прорыв произошел в начале февраля, когда Венгрия отказалась от
пакета помощи ЕС в размере 50 миллиардов евро.
Но на местах ведется работа по
поддержанию функционирования страны, а также по подготовке к восстановлению. Украинские энергетические компании подлатали поврежденную инфраструктуру, а сельскохозяйственные компании восстанавливают бункеры и транзитные маршруты.
По оценкам крупнейшего производителя стали, Metinvest BV, после начала масштабной реконструкции потребуется около 3,5 миллионов тонн стали для восстановления жилья и социальной инфраструктуры в течение пяти-10 лет. Компания заявляет, что готова удовлетворить этот спрос.
Доменная печь на сталелитейном заводе ПАО "Запорожсталь" Метинвеста в Запорожье, июнь 2022 года.
Фотограф: Юлия Кочетова / Bloomberg
Немецкие компании следуют за своим правительством, которое поддерживает Украину на двусторонней основе. Оборонный гигант Rheinmetall AG в феврале объявил о планах
создания предприятия в Украине по производству столь необходимых 155-мм артиллерийских боеприпасов.
Производитель строительных материалов Fixit с прошлого года строит новую производственную площадку на западе Украины, в то время как химическая компания Bayer AG объявила об инвестициях в производство семян.
Waagner-Biro Bridge Systems, австрийская компания, производящая модульные стальные эстакады, которые пересекают реки и долины, уже начала некоторое производство на стройплощадке в западной Украине. Главный исполнительный директор Ричард Кершбаумер
сказал в интервью в прошлом году, что “работы будет предостаточно на десятилетия”.
Учитывая, откуда поступят деньги, американские и европейские компании, вероятно, получат львиную долю контрактов, когда они поступят. Тем временем Турция
продвигается вперед.
Турецкие строительные подрядчики завершили 70 проектов в Украине за два года войны на сумму около 1 миллиарда долларов, заявил ранее в этом году министр торговли Турции Омер Болат. Крупнейшая из них, Onur Group, ремонтирует взорванные мосты, такие как мост в Ирпене на окраине Киева.
Новый мост Хостомель близ Бучи, место первого крупного сражения между вооруженными силами России и Украины в ходе российского вторжения.
Фотограф: Эндрю Кравченко /BloombergМост восстановили украинцы, в то время как иностранные компании стремятся получить больше контрактов в стране.
Фотограф: Эндрю Кравченко / Bloomberg
Объединившись с южнокорейской Samsung C & T Corp., Onur Group также строила мобильные госпитали в Украине. Компания в конечном итоге хочет возобновить реконструкцию международного аэропорта Днепр наряду с некоторыми проектами строительства автомагистралей.
“У нас здесь более 4000 единиц техники, и мы преданы Украине и никогда не думали отказываться от нее”, - сказал
Эмре Караахметоглу, генеральный координатор компании в Украине. По его словам,
самой насущной проблемой является поиск достаточного количества рабочих рук из-за призыва в армию.Хотя конкуренция за контракты будет огромной, турецкие компании надеются, что их опыт работы в странах, которые боролись с конфликтами или коррупцией, даст им преимущество.
Базирующаяся в Стамбуле компания Dogus Construction, которая уже много лет работает в Украине, восстанавливает три моста при поддержке Великобритании и ожидает, что однажды в результате восстановительных работ будут заключены контракты на сумму “в пару миллиардов долларов”, по словам ее представителя в стране Сухи Канатан.
Поскольку Россия
перевооружается быстрее, чем Украина, патовая ситуация в войне может продлиться недолго. Президент Зеленский умолял США последовать примеру Европы и возобновить свой пакет помощи, хотя даже если это произойдет, вопрос в том, где союзники Украины смогут раздобыть боеприпасы, которых сейчас стало меньше.
Президент Зеленский на форуме "Украина 2024" в Киеве, 25 февраля.
Фотограф: Эндрю Кравченко / BloombergНо компании говорят, что, что бы ни произошло в ближайшей перспективе, восстановление должно наступить в какой-то момент. Больше музыки корпоративного настроения посвящено тому, как убедиться, что они готовы к этому.
Например, вдали от Украины венгерская инжиниринговая фирма
Ganz-Mavag заявила, что одной из причин участия в торгах по покупке испанского производителя поездов Talgo SA было наращивание мощностей для удовлетворения спроса в Восточной Европе в течение следующего десятилетия, обусловленного реконструкцией Украины, когда она начнется.
В Николаеве консультанты и местные власти разрабатывают генеральный план, рассчитанный на 2050 год. Большая часть этого остается только на бумаге, поскольку дальнейший прогресс невозможен до окончания войны, сказал
Йеспер Каруп Педерсен, технический директор и руководитель проекта датской инженерной консалтинговой компании Cowi, работающей над реконструкцией Николаева.
“Многие проекты могут стать мишенями для бомбежек”, - сказал он. Часто простые задачи, такие как получение документов от местных властей, являются сложными, потому что людей перебрасывают на передовую, создавая бреши в государственном управлении, сказал он.
Большая часть датских средств для муниципалитета была использована для покупки генераторов, водяных насосов, обогревателей и поддержки работ по разминированию в городе, население которого сократилось после вторжения Владимира Путина два года назад.
Тем не менее, даже эти первые шаги приносят свои плоды. Уже есть видимые признаки того, что люди начали возвращаться в Николаев. Во время своего последнего визита в город в январе посол Дании
Оле Эгберг Миккельсен сказал, что
впервые после войны попал в пробку.
Миккельсен выразил надежду, что датские компании однажды выиграют от хорошей репутации своей страны в Украине, поскольку они изучают коммерческие возможности в стране. “У нас есть подход, согласно которому мы должны что-то предпринять сейчас”, - сказал он. “Мы не можем дождаться окончания войны и проведения конференций по восстановлению”.
Несомненно, новые отрасли промышленности пускают корни, а значение обороны и технологий и их вклад в экономику Украины растут. Сельское хозяйство, основной фактор роста, переживает крупнейшую реконструкцию за последние десятилетия.
Европейский банк реконструкции и развития, который предоставил Украине финансирование в размере 3,8 млрд евро с начала войны, отметил, что в центре внимания должны быть не только деньги, но и люди, сказала Беата Яворчик, главный экономист кредитора.
Мустафа Найем в Chatham House в преддверии конференции по восстановлению Украины в Лондоне в июне.
Фотограф: Джордан Петтитт / PA Images / Getty Images
Действительно, успех крупнейшего инвестиционного проекта со времен Второй мировой войны требует терпения украинцев, и можно ли доверять России в соблюдении какого-либо мирного соглашения, по словам Найема, украинского чиновника в Киеве.
“Многие люди думают в терминах ”война закончится и ...", но мы не знаем, когда она закончится", - сказал Найем. “И даже когда она закончится, что нам делать с таким соседом? Нам определенно понадобится много времени, чтобы восстановить освобожденные территории или находящиеся на линии фронта”.
— При содействии Дарины Краснолуцкой, Изабель Рейнольдс, Селькан Гаджаоглу, Мартона Эдера, Майкла Нинабера, Хорхе Валеро, Екатерины Чурсиной, Александра Кудрицкого, Кэтрин Гриффитс, Родриго Ориуэлы, Ани Нуссбаум, Лизетт Чепмен и Джулии Морпургоhttps://www.bloomber…age-europe