Руководители 27 стран в Брюсселе решали, откуда брать деньги на помощь Киеву и как перейти на новые экономические модели. Снаряды кончились, деньги тоже. Где их брать? Было несколько предложений, которые лежали на столе в Брюсселе во время саммита Евросоюза. А вот этот пресловутый миллион европейских снарядов, обещанных к концу марта, как получается — не получается. А месяц заканчивается.
Первое предложение поступило от Чехии. Петр Павел еще на Мюнхенской конференции предложил закупать боеприпасы за пределами Евросоюза, раз уж своя промышленность не справляется. Надо закупить 800 000 снарядов вне нашего блока, предложил лидер Чехии. Его поддержала Франция и Нидерланды.
Деньги, как решили в Брюсселе на саммите ЕС, возьмем там же, у русских. Замороженные активы ЦБ России исчисляются более чем 200 миллиардов евро (210-215 млрд евро, если быть точным), а банковские проценты с этих денег составляют, по подсчетам главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, 3 миллиарда евро в год. Европейские лидеры решили, что проценты, набежавшие от этих авуаров, запросто пойдут на помощь Украине.
Из этих денег 90 процентов поступает в Европейский фонд мира, а 10 процентов добивается из бюджета ЕС. Это очень хорошо выглядит на бумаге, но противоречит нормам международного права, о чем предупреждала Москва, и тут действительно сложно возражать. В случае, если Россия оспорит это решение в международном суде, она это дело выиграет и деньги придется вернуть, пишет британская «Гардиан».
Если же этот источник финансирования не сработает, то 14 стран ЕС (ну, придется их перечислить: Германия, Франция, Италия, Финляндия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Швеция и Нидерланды) обратились с открытым письмом в Европейский инвестиционный банк, а это главный финансовый орган ЕС, с просьбой дать денег в связи с возникшими в 2022 году новыми обстоятельствами.
Изначально с этой инициативой выступила Эстония, и ее поддержала Франция. А почему мы вот смогли собрать деньги на борьбу с пандемией и не можем взять в долг у Банка европейских инвестиций сейчас?
По подсчетам Института международных и стратегических отношений, на 100 миллиардов евро, выделенных на оборону родной Европы с 2022 по середину 2023-го, 63 процента ушло на закупки у фирм США, а 13 — у Южной Кореи. И сейчас получается, что 68 процентов европейских трат на помощь Украине идут все равно на закупки в Штатах.
К 2030 году, как считают в Еврокомиссии, доля закупок военного оборудования в США должна сократиться ну хотя бы до 50 процентов. Поэтому на саммите ЕС было принято решение переместить центр тяжести производства и закупок вооружений из США в Европу.
Это решение принято еще и потому, что пресловутые 60 миллиардов долларов американской помощи застряли в Конгрессе США и не очень понятно, когда эта плотина прорвется.
Следующая инициатива — сделать ставку на европейские оборонные предприятия и влить деньги туда. А для этого Банк европейских инвестиций даст дополнительные кредиты именно европейским оборонным предприятиям. Но эти компании уже и так работают круглосуточно, как, например, французские заводы Thales в Северной Ирландии, которые производят ракеты для комплексов ПВО.
«Мы никогда не производили столько ракет, а с 2022 еще и удвоили производство, — говорит президент британского филиала Thales Алекс Кресуэлл. — А нам сейчас заказывают еще вдвое больше. В ближайшие два года наше производство вырастет невероятно».
То есть независимые от американских составляющих европейские оборонные предприятия будут теперь только процветать. Французская «les Forges de Tarbes» заключила с украинским производителем (ну, скорее, потребителем) контракт на производство 60 тысяч болванок для 155-мм снарядов. К 2026 году, как предполагается, она удвоит выпуск.
По той же логике и по решению Евросоюза немецкий гигант Rheinmetall построит на Украине 4 завода по производству снарядов. В нынешнем году их проектная мощность — 500 тысяч, снарядов, в следующем — 700 тысяч.
Еще одно предложение, откуда взять денег, озвучила председатель Еврокомиссии. А именно: обложить дополнительным налогом экспорт российского зерна, ячменя, масляничных культур в ЕС. Процентов на 50 сразу. Вроде это никакого прямого отношения к боевым действиям не имеет, но хотя бы англофоны узнали новое слово — weaponize
«Есть несколько веских причин для внесения этого предложения, — заявила Урсула фон дер Ляйен, — Это, во-первых, не позволит русским дестабилизировать зерновой рынок ЕС. Во-вторых, помешает России использовать доходы от экспорта в военных целях, то есть weaponize. И в-третьих, мы получим гарантии того, что украинское зерно не попадет через Россию на рынок ЕС».
Ну, и последний вариант — скинуться. Эстония вбросила на стол — эх, ладно! — 20 миллионов евро. Премьер страны подсчитала, что если все страны отдадут 0,25 процента своих ВВП на помощь Украине, то вопрос с боевыми действиями решится тут же.