Реальная экономика не подтверждает выдуманной конструкции ИИ мира, под которую создали пузырь почти 20 трлн долл за 5 месяцев во всех риск-активах (крипта + рынок акций всех развитых стран).Данные объективного контроля, как, например,
состояние экономики и корпоративных финансов позволяют судить о стабилизации на достигнутых высотах (от базы 2021 года), т.е. произошла компенсация провала 2022 и выравнивание на уровне 2021.
Формально, кризиса нет (отчетность компаний это подтверждает), но нет и устойчивого роста. Зато присутствует внутриотраслевая трансформация, где почти треть экономики в минусе по итогам 2023 (при оценке годовой выручки), а наибольший импульс роста действительно формируется в технологических компаниях.
Однако,
состояние техносектора не настолько сногсшибательно, как показывает терминал с котировками. Да, растут, но в темпах значительно меньше, чем в 2017-2019 и тем более в 2020-2021, когда по экспоненте увеличилась финпоказатели.
Все это формирует самый значительный «разбег» финансовых мультипликаторов с 1997-1998 и с 1928-1929 годов. Рынок авансирует то, чего нет и, вероятно, не наступит.Интегрально можно фиксировать умеренный рост реальной экономики ниже исторического тренда с вероятной реализацией кризисного сценария в банках (рост просрочек по кредитам и последующих списаний) и в перекредитованных компаниях в связи с ростом стоимости обслуживания долга и снижением доступности капитала на открытом рынке.
Самое безумное то, что даже финансовый сектор, в наибольшей степени подверженный срыву в условиях высоких ставок, на прошлой неделе показал свой исторический максимум капитализации.
Учитывая масштаб и размах, определенно все это безумие будет иметь макроэкономические и финансовые последствия при условии разрыва пузыря. Слишком высоко вовлечение в пузырь, слишком высока скорость набора капитализации, слишком перегреты ожидания и слишком значителен масштаб пузыря (в 10 раз быстрее растут с учетом инфляции, чем в 1995-2000).
Текущее авансирование соответствует росту реальной экономики примерно на 15% в следующие три года и приращению прибыли, как минимум на 35%. Реализуются ли инфантильные мечты ИИ-памперов? Очень маловероятно. Следует понимать, что в отличие от 90-х годов, когда с нуля в макроэкономическом масштабе создавались новые индустрии (ИТ + телекомы),
на этот раз имеем дело с технологией третьего уровня (ИТ сектор - ИИ направление - подразделение генеративного ИИ).
Да, конечно, это одно из наиболее интересных технологических решений 21 века, которое найдет отражение во множестве отраслей (СМИ, медиа-индустрия, в том числе кинопроизводство, маркетинг и реклама, техподдержка клиентов и т.д.).
Однако, данная технология во многом замещающая – раз, является надстройкой к существующим технологиям – два и разрушает стоимость продуктов и услуг – три. Экономический эффект крайне неоднозначный с существенным дисбалансом добавленной стоимости, где провайдеры ИИ (очень незначительная доля в экономике) будут собирать сверхприбыль, а остальные прибыль терять быстрее создания совокупной прибыли, связанной с ИИ.
Если ГИИ действительно начнет создавать контент невероятного качества, все это обнулит стоимость контента, т.к. ценность контента формируется через дефицит и высокий порог входа. Если каждый случайный прохожий за «два тыка» будет создавать «контент шедевры», ценность этих «шедевров» будет равна нулю. Здесь нет экономики.
С точки зрения научно-исследовательских разработок, для анализа воздействия ГИИ потребуется серия статей, но мне есть что здесь сказать, и пока все это скорее со знаком минус, по крайней мере, на данном этапе.
В итоге имеем неадекватно перехайпованную технологию в эпоху быстрого распространения информации и новых инфо-поводов. Технология безусловно полезная и интересная, но рыночная оценка в 10 раз и более превосходит самые оптимистичные потенциалы экономического эффекта. //Spydell