Проказы «галльского петуха» побудили Германию пристальнее взглянуть на основополагающее положение Устава НАТО о коллективной обороне.
В Берлине — переполох. Суета началась после угрозы президента Эмманюэля Макрона направить на Украину регулярные французские войска. Не каких-нибудь «солдат удачи», а бойцов натовской страны, которые неминуемо окажутся под ударами российских ВС. Объявлено ведь, что подобный контингент, независимо от принадлежности к флагу или альянсу, автоматически станет нашей законной целью.
Немцы, похоже, не хотят из-за амбиций «галльского петуха» воевать с Россией. А посему на парламентском уровне были активированы дебаты по поводу пресловутой 5-й статьи Устава НАТО.
Напомню, что это положение натовского договора, принятого 4 апреля 1949 года в Вашингтоне, гласит, что для защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов стороны соглашаются с тем, что «вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого статьей 51-й Устава ООН, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона».
Так что же немцы? Экспертный совет бундестага пришел к заключению, что норма не может быть задействована в ситуации со вводом одной из стран блока войск на Украину и последующим российским ударом по ним.
«Если части войск государства-члена НАТО в порядке коллективной самообороны (ст. 51 Устава ООН) примет участие в текущем конфликте в пользу Украины и в ходе боевых действий подвергнется нападению другой стороной конфликта, то это не станет основанием для применения 5-й статьи договора НАТО», — резюмировал научный департамент немецкого парламента.
Отмечается, что коллективный ответ был бы возможен только в случае, если бы столкновение произошло на территории стран альянса. НАТО, дескать, оборонный, а не наступательный блок. Согласно данным газеты Die Zeit, эксперты пришли к выводу, что действия Франции в рамках самостоятельной операции, не согласованной с командованием альянса, не приведут к автоматическому вступлению в конфликт других союзников.
Одновременно министры иностранных дел «Веймарского треугольника» — Анналена Бербок (Германия), Стефан Сежурне (Франция) и Радослав Сикорский (Польша) — подтвердили основополагающий принцип Североатлантического альянса.
По случаю 75-летия НАТО 3 апреля они опубликовали в журнале Politico (американском издании, между прочим) коллективную статью, в которой написали: «Нападение на одного из нас считается нападением на всех. Один за всех и все за одного. Вместе мы будем защищать каждый сантиметр территории НАТО и единым фронтом противостоять любой будущей российской агрессии».
Вокруг этой самой 5-й статьи вообще много непоняток. Припоминается, в частности, недавняя польская история. В ходе провальной для его партии предвыборной кампании в Сейм серый кардинал, консерватор Ярослав Качиньский посмел выступить с жесткой критикой в адрес НАТО. По его словам, либерал Дональд Туск, который с 2007-го по сентябрь 2014-го занимал пост премьер-министра, допустил непростительную ошибку, позволив Брюсселю включить в концепцию обороны восточного фланга альянса положение, что в случае агрессии с востока может быть временно отдана часть польской территории.
На самом деле такая возможность действительно прорабатывается натовскими стратегами. По их мнению, целесообразно активировать 5-ю статью о коллективной обороне (в ее широком толковании!) только после того, как польская армия отойдет на рубеж по реке Висла, проходящей с юга на север вдоль восточной границы. Следует, видимо, присмотреться, является ли возможная агрессия временным инцидентом или все же полномасштабным наступлением... Качиньский тогда грозил, что в случае военных действий Польша не будет отступать. Она, дескать, намерена «защитить себя сама» и перейдет в атаку единолично, не дожидаясь подмоги со стороны альянса.
На самом деле мы наблюдаем осторожную (пока!) трансформацию 5-й статьи, привлекательность которой была основой стремления младоевропейцев, потомков викингов и прочих прибалтов в альянс. Они надеялись, что их, слабых, коллективно защитят.
Иллюзии рушатся. Бундестаг (замечу, по политическому заказу от канцлера Шольца и его кабинета!) уже решился на то, чтобы изучить законность положений Устава НАТО. Создан прецедент о самой возможности толковать основной документ блока.
Кстати, в комментариях западной прессы по этому поводу внимание обращается не на безоговорочное выполнение 5-й статьи, а на ту часть ее формулировки, которая предполагает «осуществление действий, которые каждая страна сочтет необходимыми в случае нападения на союзника». Не обязательно ведь срочно посылать в бой своих бойцов. Действительно, можно помочь деньгами, оружием. Или, на худой конец, элементарным сочувствием...