ЦитатаВ Украине часто звучат упреки в отношении западных стран, почему они не поставили "на военные рельсы" свои экономики.
Но лишь одних наших "хотелок" для этого мало.
Западные политики при принятии решений оценивают все системное многообразие причинно-следственных связей, анализируют долгосрочные последствия и побочные эффекты.
Они не мыслят в формате "клипового сознания" и "рефлекторного действия".
Остановлюсь лишь на монетарных аспектах.
Инфляция в США в марте 2024-го года - все очень плохо.
После снижения инфляции до 2,2% в конце прошлого года, казалось, что вот-вот таргет (цель) ФРС в виде роста цена на 2% в год будет достигнут и Федрезерв приступит наконец к снижению своей базовой ставки, которая сейчас находится на неприемлемо высоком уроне в 5,25-5,5%.
Почему это так важно для американской экономики?
Один из ключевых драйверов роста в США - это финансовые рынки и ипотека.
И фонда и недвига страдают от политики высоких ставок. Например, средний процент по ипотеке для обычной американской семьи вырос с 2% до 7%, то есть более чем в три раза.
Согласитесь, одно дело платить по потеке взнос в 2000 дол и совершенно иное - 7 или 8 тысяч.
Один из инструментов ФРС для рефинансирования банков - это ипотечные ценные бумаги. А отношение ипотечных кредитов к ВВП в США колеблется в диапазоне 60-75%.
Совокупный потребительский долг населения в Америке в прошлом году достиг 17 трлн дол при размере ВВП в 26 трлн дол.
Новая ипотека вышла на свой пик во втором квартале 2021-го года (1,2 трлн дол) и с тех пор, преимущественно снижалась вследствие высоких процентных ставок ФРС.
Плюс на ипотеку завязан строительный сектор, производство стройматериалов, занятость населения, логистика и т.д.
Это для понимания масштаба проблем, которые могут возникнуть, если в США начнется кризис на рынке жилья.
Про фондовый рынок и банковский сектор даже не буду детально писать - все и так ясно: пенсионные, венчурные, инвестиционные фонды и банковская система - все зависят от наличия расширяющейся в объеме дешевой ликвидности.
А сужающаяся в объеме и дорогая ликвидность - это в долгосроке кризис финансовых рынков.
Но вернемся к показателю инфляции.
В марте 2024-го инфляция в США внезапно подскочила до 4.6% (месяц к месяцу), в том числе, базовая (монетарная) инфляция – до 4.4%.
Это именно та вторая инфляционная волна, которая порождена высокими ставками (процент по кредиту закладывается в цену товара/услуги) о которой предупреждали многие эксперты, в том числе и я.
Это значит, что существенного снижения базовой ставки ФРС в ближайшее время не будет.
Для снижения инфляции США теперь недостаточно удерживать ставки на аномально высоком уровне, необходимо сокращать бюджетные расходы и снижать дефицит бюджета, который в прошлом году достиг 6% ВВП.
Минфин США попал в своеобразный капкан - для погашения старого долга и покрытия дефицита бюджета, необходимо привлекать новый долг.
Но проблема заключается в том, что старый долг (казначейские облигации - трежерис) выпущен под 1,5-2%, а новый выпускается под 4-,4,5%.
Стоимость обслуживания долга в структуре бюджета уже превысила расходы США на оборону.
То есть, для борьбы с инфляцией нужно повышать ставки, а для оптимизации стоимости обслуживания долга - снижать.
Но снижению долговых ставок препятствует не только фактор инфляции, но и фактор выхода из трежерис таких игроков как Китай. Плюс геополитические риски.
Инвесторы хотят премию за риск в виде высокого процента.
Тут сработал и фактор Японии.
Пал последний оплот политики отрицательных ставок в мире, а вместе с ним потух и очаг глобального кэри-трейда.
Банк Японии увеличил краткосрочную отрицательную процентную ставку на +10 бп до уровня в 0.0%. Впервые с 2007-го года Япония вошла в мировой мейнстрим положительных ставок.
Еще раньше, отрицательные ставки покинули ЕЦБ (2014-2022), Швеция (2015-2019), Дания (2012-2022), Швейцария (2014-2022).
Япония дольше всех боролась с дефляцией с помощью отрицательных номинальных ставок.
Как работал глобальный кэри-трейд?
Инвестфонд в Японии брал кредит в йенах под 0,1% или даже под 0%, менял йены на доллары и вкладывал эти деньги в американские трежерис под 2-2,5%.
Чистая международная инвестиционная позиция Японии в прошлом году составила почти 3 трлн дол и в основном она была сформирована из долларовых инструментов.
Это своеобразная "глобальная рента", которую США получали от Японии.
Похожая ситуация была и в ряде других стран, которые придерживались политики отрицательных ставок.
Этим, в частности, объяснялось и периодическое ослабление евро к доллару (диспаритет в уровнях базовых процентных ставок ФРС и ЕЦБ).
Теперь, этот источник средств в виде глобального кери-трейда в доллар, существенно сократится.
То есть в нынешней ситуации, США должны сокращать бюджетные расходы, а не наращивать их.
Тем более, что инфляция может остаться надолго.
Почему? Выдвину свою теорию.
Статистика рынка труда в США регулярно опережает все даже самые оптимистичные прогнозы, при чем как по количеству вакансий, так и по динамике роста заработных плат.
Безработица в 2023-м году - ниже 4%, очень мощный показатель роста рынка труда.
На мой взгляд, это связано со старением населения: все меньше молодежи, получающей низкую оплату труда и все меньше претендентов на вакансии.
Работодатели вынуждены постоянно повышать уровень заработных плат.
То есть, основной движок инфляции - это уровень занятости и параметры рынка труда.
А основной фактор, влияющий на рынок труда - это демография (старение населения и падение рождаемости).
Проблему в данном случае может решить лишь трудовая миграция - потоки дешевой и молодой рабочей силы.
Именно этим, а не только электоральным фактором, объясняется политика демократов относительно трудовых мигрантов.
Но сейчас миграционная тема стала ареной нешуточной политической зарубы между респами и демами. А это значит, что миграцию будут ограничивать и инфляция надолго (назовем ее трудовой).
Кроме того, важное значение имеет и монетарная политика ФРС и ЕЦБ.
После глобального кризиса 2008 года и пандемии 2020-го, крупнейшие центробанки проводили политику количественного расширения (QE), когда в оборот вбрасывались триллионы долларов/евро.
Это привело к инфляции.
Механизм "вброса" был достаточно простой: формировались антикризисные фонды на 1-1,5 трлн дол/евро, в которые вносились долговые бумаги основных развитых стран: В США - трежерис, в ЕС - облигации Германии, Франции.
Например в ЕС во время пандемии был создан фонд восстановления и повышения устойчивости на 1,5 трлн евро, в США - антиковидный фонд на 1,5 трлн дол.
Чтобы монетизировать облигации этих фондов, ЕЦБ и ФРС покупали данные ценные бумаги и увеличивали объем денежной массы в обращении.
Покупались не только облигации антикризисных фондов, но и ценные бумаги из портфелей коммерческих банков.
В США ещемесячно ФПС покупал трежерис на 80 млрд дол и ипотечных бумаг на 40 млрд.
Сейчас ситуация кардинально поменялась: и ФРС, и ЕЦБ, проводят политику монетарного сжатия (QT), то есть распродают свой портфель ценных бумаг и изымают из обращения денежную массу.
Баланс ФРС с максимума в 9,02 трлн дол сократился за время "сжатия" до 7,49 трлн дол, то есть на 1,53 трлн дол.
Еженедельно баланс сжимается на 30-45 млрд дол.
Целью сжатия является значение баланса примерно в 5 трлн дол.
С учетом того, что баланс можно сокращать на 1,4 трлн дол в год, общая программа сжатия продлится и в 2024-м, и в 2025-м годах как минимум.
У ЕЦБ поразительно схожая картина:
Европейский центральный банк снизил свой баланс на 2,03 трлн евро: с 8,84 трлн до 6,81 трлн.
Вот только скорость снижения баланса ЕЦБ сейчас резко замедлилась до 3-6 млрд евро в неделю.
То есть перспектива выхода к 5 трлн евро выглядит весьма туманной.
С другой стороны, ситуация с инфляцией в ЕС (2,6%) несколько лучше, нежели в США.
Нависшая над Германией и Францией угроза рецессии, оказывает понижательное воздействие на рынок труда (вакансии, динамика заработных плат). Плюс миллионы мигрантов из Украины.
Как видим, трудовой характер инфляции срабатывает и в данном случае, только на этот раз - в сторону замедления оной.
А теперь, перейдем к пониманию того, что такое раскрутка ВПК и увеличение военных расходов.
Эти программы можно профинансировать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет НОВОЙ эмиссии, то есть при условии перехода от политики монетарного сжатия к новому раунду монетарного расширения.
При этом, новое увеличение денежной массы (в 2023-м денежная масса в США наоборот уменьшалась на 2,4%).
О каких суммах идет речь?
Сейчас США и ЕС тратят в среднем до 2% ВВП на оборону. В случае увеличения данного показателя до 5%, придется создать два фонда развития оборонного сектора сроком примерно на пять лет.
В США он составит до 4 трлн дол, в ЕС - до 3 трлн евро.
Собрать эти деньги с помощью налогов невозможно. Также проблематично сформировать эти фонды за счет роста дефицита бюджета и привлечения новых долгов.
То есть, нужно печатать и увеличивать баланс ФРС до 11 трлн дол, а ЕЦБ - до 10 трлн евро.
Плюс формировать еще пакеты кредитования на 500 млрд дол/евро для запуска промышленных программ ВПК.
Принятие подобных решений означает "улет" инфляции и базовой ставки за 10%, обесценивание доллара/евро, крах финансовых рынков и банковской системы, внутренний политический кризис, а также разрушение модели привлечения госдолга.
Напомню, что во Вторую мировую войну США входили на фоне дефляции, высокой безработицы и уровня госдолга к ВВП в размере 52%, а выходили из войны с инфляцией, минимальной безработицей (3%) и уровнем долга в 121% ВВП.
Так вот сейчас ситуация в США точь-в-точь напоминает параметры экономики, которая вышла из войны, а не входит в нее.
В какой-то мере, так и есть если сравнить пандемию с войной.
Таким образом, США и ЕС, ФРС и ЕЦБ играют друг с другом в интересную игру: кто первый "моргнет".
Если ЕС начнет наращивать оборонные расходы, то Европа получит крах евро, банковской системы, финансовых рынков, долговой модели, рост инфляции и внутренний кризис.
Если США начнут наращивать оборонные расходы, то они получат крах доллара и все остальное.
Именно поэтому, союзники перебрасывают друг другу военную тему как "горячий хлеб", надеясь, что все самое плохое придется делать не им.