Цитата: Привет! от 23.04.2024 23:36:29Вот теперь непонятно - так она Вас выручила или наоборот? У Вас же не литературоведческий семинар был?
Кнехт какой-то бесцветный, мне запомнился только Кастальский пофигист с китайским прудом и карпами, че там стало с кНектом в конце стопудового фолианта напрочь позабыто:)..
В капле воды преломляется весь мир.
Вы представьте себе: это мероприятие было задумано и спланировано задолго до этого. В зале пять (!) немецких университетских профессоров, не считая меня, и полтора десятка элиты из старшеклассников. Профессура с основательно подготовленными презентациями: графики, цифры финансирования науки в разных странах, какова экономическая отдача от этого финансирования, в чем разница между академической и техническими науками, один доклад о роли теологии, один доклад о перспективах научной карьеры в Германии и в остальном мире.
"Игра в бисер" была стопроцентно по теме заседания. Касталия символизирует мир академической науки, мнящей себя высшим носителем истины, отреченной от таких глупостей, как семья, политика, имущественные интересы, и вообще всякие законы времени. Пример "игры в бисер" --- поиск математической формулы, которая опишет все сочинения Баха, как часть проекта создания универсального искусства, охватывающего все на свете от науки до всего гуманитарного. Йозефом Кнехтом, достигшим, как Магистр Касталии, высшего уровня в этой игре духа, овладело разочарование, он покидает Касталию и утверждается во мнении, что становление людей должно проходить в реальном мире, а не в академическом мире фантазий, оторванном от реалий бытия. Конец книги двусмысленный: утонул Кнехт в озере или нет? И оставляет открытым вопрос: способно ли человечество сохранить высшие нравственные критерии, которые выше успехов в игре в бисер? И тут у меня была рисковая задумка напомнить аудитории о двух мировых войнах 20-го столетия и о химическом и ядерном оружии.
Вы абсолютно правы, что в СССР начала 1970-х "Игра в бисер" была настольной книгой, особенно в научной интеллигенции (не люблю это понятие). Поэтому пустые глаза в зале, и осознание того, что никто в аудитории понятия о романе не имеет, было ушатом холодной воды. И Даша, которая еще школьницей прочувствовала весь смысл книги, спасла ситуацию. Мы в окружении изумленной аудитории в одном ключе прошлись по роману, и атомный проект стал естественным продолжением этого обсуждения. А вот немецкое химическое оружие в 1-й Мировой упоминать я не стал.
Апофеозом на фоне блестящего выступления Даши стало то, как боннская профессорша извинялась за невежество немецкой части аудитории, которую невольно уличили в незнании немецкой литературы.
И такие люди запрещают козявки выковыривать... Я считаю эту нечаянную историю знаковой. Без АУ --- ветка этот пост выдержит, модераторы могут её удалить.