министр иностранных дел Швеции
Карл Бильдт:Годы, прошедшие с момента европейских революций 1989 года,
стали периодом экстраординарного успеха быстро развивающегося ЕС.
Союз разросся от всего двенадцати тогдашних членов до сегодняшних 27,
а также принес стабильность и новое процветание примерно 100 миллионам людей
в восточной и центральной части континента.
Введение евро некоторыми из этих стран – Эстония, скорее всего,
тоже к ним присоединится – также стало знаменательной историей успеха.
Однако то, что произойдет в будущем,
никоим образом не предопределено.
По существу, вопрос сводится к тому, будут ли Европу рассматривать как модель для будущего
или как музей достижений прошлого.
Решения, которые будут приняты в последующие несколько лет,
станут решающими в определении этого исхода.
Чтобы стать моделью для будущего, правительства и народы Европы должны сохранить
обязательства поддерживать открытость Европы в открытом мире.
Выражаясь более практичными понятиями, это означает
продолжение применения статьи 49 Римского договора,
которая оставляет дверь в членство открытой для любой европейской страны,
желающей и готовой разделить ценности ЕС, его интересы и политику.
Примерно 150 миллионов людей в юго-восточной Европе – Западные Балканы,
Украина и Турция – стремятся стать гражданами ЕС.
Вступление, конечно, потребует времени, но этот процесс будет способствовать
модернизации и демократическим реформам, укрепляя, таким образом, всю Европу.
Европа, которая закроет двери перед теми, кто хочет
и может в них войти, станет Европой, которая уменьшит шансы
своего собственного успешного будущего развития.
Также важны возобновленные обязательства по проведению экономических реформ в самом ЕС.
К нашему стыду только две из 27 стран ЕС смогли достигнуть цели
добиться 2% затрат от ВВП на исследования и развитие.
Устойчивый процесс глобализации – это не только первостепенный интерес
для самой Европы, но также единственный способ, при помощи которого
мы можем продолжать выводить из бедности миллиарды людей,
а также создавать лучшие основы для правления закона и глобального управления
в странах, которые по-прежнему в этом отношении испытывают недостаток.
Только что прошедший год продемонстрировал
в ходе управления финансовым кризисом и при попытках
решить проблему изменения климата – как необходимость,
так и трудности создания новой парадигмы глобального управления
У ЕС кооперация и интеграция заложены на уровне ее ДНК.
Именно по этой причине у него есть потенциал быть моделью не только
для собственного региона, но также и на глобальном уровне.
В предстоящие годы потребуется ввести лишь немногие другие элементы.
Если мы хотим преуспеть, то мы должны:
1. оптимально использовать наши новые лиссабонские институты,
2. поддержать наши обязательства обеспечивать открытость Европы,
3. ускорить реформы наших экономик,
4. а также занять лидирующую роль в создании новой основы
глобального управления, которая будет поддерживать
действительно устойчивый процесс непрерывной глобализации.
Меньшее не сработает.
член
Бильдербергского клуба , в апреле 1991 года стал первым главой
«Европейского Банка Реконструкции и Развития»
Жак Аттали́Основным последствием 2009 года для развитых стран
является то, что они накопили огромное количество долгов и на настоящий момент
не имеют реальных решений для возникших экономических проблем
С точки зрения идеологий победа принадлежит утопии о глобальном управлении,
которое было бы необходимо для решения появившихся проблем.
Однако никакого глобального управления создано не было.
И, скорее всего, создано не будет.
Наиболее явной тенденцией 2009 года, по моему мнению, стало возвращение национализма
или даже субнационализма, под влиянием которого регионы различных стран
стали требовать автономизации или отделения.
В Индии регион Телангана требовал отделения, Шотландия и Каталония
продолжают настаивать на независимости, и таких примеров множество по всему миру.
Заместитель директора
Совета по внешней и оборонной политике
Дмитрий Суслов:И в теории, и на практике существуют
две модели Большой Европы.
Первая, реализация которой сегодня зашла в тупик – это расширенный Запад,
включающий в себя Россию в качестве младшего партнера.
И вторая модель, когда Большая Европа имеет в себе два подпорядка,
находящиеся в отношениях тесного сотрудничества и даже интеграции,
а не конфронтации, как было в годы Холодной войны.
В последнее время реализовывалась модель расширенного Запада,
состоящая в максимально возможном расширении двух главных
основополагающих институтов Европы – НАТО и Евросоюза.
Такая Большая Европа основывалась бы на расширенном Евросоюзе,
имеющем тесные вертикальные отношения с Россией, то есть
Россия выступала бы младшим партнером ЕС.
Стратегия НАТО и ЕС заключается в выстраивании подобной Большой Европы.
Такая Большая Европа должна быть ЕС-центрична, и параллельно она должна быть
НАТО-центрична в области безопасности.
Стратегия Евросоюза в отношении России исходит из идеи
о том, чтобы сделать Россию своей периферией
чтобы сблизить российские стандарты и правила со стандартами и правилами ЕС,
тем самым получая мощный инструмент воздействия
1. на российскую внутреннюю политику,
2. на российский законотворческий процесс.
Россия участия в европейских институтах не получает,
таким образом, становясь полуколонией Евросоюза.
Эта модель развития Большой Европы
для России неприемлема.
Вся логика российской внешней политики, начиная с середины 1990-х годов – это несогласие
с превращением западного порядка в панъевропейский порядок, и тем более несогласие
со включением в этот порядок России и стран СНГ в качестве младших партнеров.
Россия выступает за качественно иную модель Большой Европы.
Она претендует на собственный субпорядок.
1. В плане безопасности основу этого порядка закладывает ОДКБ,
2. в плане экономики – ЕврАзЭС и Таможенный союз, который Россия выстраивает
с Белоруссией и Казахстаном и к которому в перспективе подключится Украина,
возможно, Молдавия и другие страны СНГ.
Россия выступает за то, чтобы Запад признал
ОДКБ и ЕврАзЭС равноправными себе.
Россия выступает за биполярную Большую Европу, но за такую биполярность,
которая была бы не конфронтационной, а кооперативной.
Россия предлагает определенные правила игры в рамках Большой Европы,
предлагает эту биполярность строить общими, универсальными правилами игры и,
может быть, даже некоей институциональной надстройкой над НАТО и ОДКБ,
с одной стороны, и над Евросоюзом и ЕврАзЭС – с другой.
В плане правил жесткой безопасности предлагается идея
Договора о европейской безопасности.
Очевидно, что на мнение бильдергбердца, о торможении идеи глобализации,
повлияли реальные действия Китая и России на международной арене, а оптимизм
министра иностранных дел Швеции основан, в первую очередь, на его служебных обязанностях,
и нежелании видеть Германию во главе ядровой Европы.
Оправдался самый пессимистичный сценарий глобализации - Германия и Россия
встали во главе создания нового европейского порядка, приблизив к себе Францию и Италию.