Неразрешимая дилемма стоит в США перед многими юношами и девушками, которые не могут сделать выбор между двумя основными претендентами на Белый дом.
Типичный пример: 24-летняя Вивиана Рамос, работающая в кофейне на железнодорожном вокзале в центре Чаттануги в штате Теннесси (вспомним «Поезд на Чаттанугу», песню 1941 года джаз-оркестра Гленна Миллера — и вставной музыкальный номер в легендарном фильме «Серенада солнечной долины»). Живет девушка от зарплаты до зарплаты. Числит себя либералкой. Обеспокоена изменением климата, непомерными расходами на обучение в колледже и покупку дома.
Четыре года назад без страха и сомнения голосовала за Джо Байдена. Сейчас не готова сделать это повторно, даже если это поспособствует приходу к власти Дональда Трампа, которого она на дух не переносит. Вот мотивы ее внутренних колебаний:
«Все это подогревает мою ярость. Это реально обескураживает. Я борюсь сама с собою: стоит ли мне вообще голосовать на этот раз? Я не хочу выбирать между ними. Один хуже другого. Это все ужасно».
Схожие мрачные мысли приходят в голову 23-летней Кристиан Мансел, студентке Мемфисского университета, которая, как и Вивиан Рамос, считает себя поборницей неолиберальной идеологии. Она всерьез разочарована тем, что за годы правления администрации Обамы-Клинтон-Байдена не была решена проблема защиты репродуктивных прав и висящего жерновом на ее шее банковского кредита на обучение в вузе. Кристиан готова даже смириться с возвращением Трампа, если это... послужит уроком для демократов.
Показателен аналитический обзор настроений в молодежной среде, проведенный обозревателем газеты USA TODAY, претендующей на общенациональный охват аудитории — «от моря и до моря». Авторский вывод вынесен в заголовок: «Молодые избиратели не настроены благосклонно к Байдену. Они знают, что это означает — Трамп может победить снова».
Согласно опросу Гарвардской школы государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди, если в целом по стране доля тех, кто настроен негативно по отношению и к Трампу, и Байдену, составляет 26%, то среди молодых избирателей, предпочитающих шекспировскую позицию — «Чума на оба ваших дома!», — достигает 41%.
Газетные гуру утверждают, что во всем якобы виноваты законодательные правила. Например, власти штата Теннесси не признают документа об окончании колледжа в качестве надлежащего удостоверения личности на избирательных участках, но принимают регистрационную карточку, подтверждающую право носить и владеть... огнестрельным оружием.
К тому же в университетских городках (кампусах) не открывают достаточное количество мест для проведения голосования. Столь же обременительным, по мнению журналиста Тревора Хьюза, является и такое требование:
«Регистрация избирателей должна проводиться с помощью „мокрой“ подписи — собственноручной подписи, сделанной ручкой и отправленной по почте или врученной лично сотрудникам регистрационной службы. Людям, выросшим в эпоху цифровых технологий, все это кажется чем-то из прошлого века».
В действительности, апатия молодых граждан Америки связана не только и не столько с техническими и процедурными правилами на выборах, проходящих на федеральном уровне. Фундаментальные мотивы аполитичной абстиненции этой категории избирателей более убедительно сформулировал 30-летний Джереми Голд из Нэшвилла, столицы штата Теннесси:
«Мы чувствуем, что у нас отняли идею „Американской мечты“. Мы неоднократно становились свидетелями финансовых потрясений, выпавших на поколение наших родителей, бабушек и дедушек. Мы видели гораздо больше насилия и войн, чем нам изначально говорили. И мы чувствуем себя обделенными».
Нежелание идти на выборы, по жесткому приговору Джереми Голда, «является чем-то вроде среднего пальца для тех, кто это нам устроил».
Неучастие молодых людей в политической жизни, по мнению Трега Харгетта, госсекретаря штата Теннесси, обусловлено их сознательным выбором. Сам Харгетт, будучи сторонником республиканцев, убежден: их равнодушие как рукой бы сняло, если бы речь зашла о том, что раздают бесплатные билеты на концерт популярной певицы Тейлор Свифт, которая своей музыкой, по мнению знатоков, «может легко объединять несколько поколений».
Нужно учитывать, что на взгляды молодых людей влияют изменившиеся реалии повседневной жизни. Ученица средней школы Чаттануги Эмерсин Уэр, которая откровенно заявила, что, скорее всего, проголосует за Трампа этой осенью, свой выбор объяснила житейскими проблемами, с которыми сталкивается ее семья. Это инфляция: удорожание стоимости продуктовой корзины и бензина. Одновременно Эмерсин высказалась против чрезмерных расходов федерального правительства, что включает и помощь Украине.
Наконец, 18-летняя Эмерсин Уэр полагает, что и Трамп, и Байден — чересчур пожилые люди и потому неспособны понять заботы молодых.
Недавний опрос 1400 врачей, проведенный изданием Politico, был подчинен цели выяснить: в чем причины пошатнувшегоя психического здоровья молодежи, что уже приобрело масштаб «общенационального кризиса»? На одном из первых мест стоял такой ответ:
«Ограниченный доступ к ресурсам (в том числе к кредитам для получение высшего образования), бедность, жестокое обращение, отсутствие желания (в обществе) о них позаботиться».
В предвыборном штабе Демпартии отчетливо осознают угрозу недосчитаться на выборах голосов молодых американцев. Это новое «потерянное поколение», но не по критериям Гертруды Стайн, что ввела это выражение в обиход. За последние месяцы администрация Обамы-Клинтон-Байдена предприняла ряд популистских мер, чтобы зазвать миллениалов (поколение Y: 1982–2004) и зумеров (поколение Z: с 2005 по приблизительно 2025 год) на избирательные участки. В пакет адресных благодеяний вошли налоговые льготы для приобретения жилья, ограничение платы за пользование кредитными картами, прощение части долгов по образовательным займам и т.д.
Демократы во власти, по сути, воспользовались административным ресурсом за счет налогоплательщиков, чтобы подкупить молодежь.
Однако их финансовые ресурсы далеко не безграничны. США де-факто есть банкрот, социальная инфраструктура на глазах приходит в упадок, да и нейтрализовать апатию таких, как Вивиана Рамос, кто выживает «от зарплаты до зарплаты», сложно. В газете USA TODAY раскрываются причины, по которым этой девушке невозможно преодолеть свой агрессивный скепсис в адрес вашингтонской геронтократии:
«Она возмущена тем, что прошлые поколения могли с большей легкостью покупать дома, позволить себе учебу в колледже, откладывать деньги на пенсию и получать доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию».
По мнению 24-летней Вивианы, «Байден лишь немногим лучше Трампа», которого она искренне считает «диктатором».
Крах «Американской мечты» затронул и молодых американцев, которые, вступив во взрослую жизнь, обнаружили, что у них мизерные перспективы для роста в плане карьеры и доходов. Тим Райан, президент фонда под дерзким названием «Мы, народ», так обозначил проблему отсутствия доверия к власти, влияющую, в том числе, и на интерес к президентским выборам:
«Избиратели из рабочего класса, которые считают Вашингтон безразличным и ни на что неспособным, должны быть убеждены в том, что демократы знают, чем они занимаются, и на самом деле имеют реалистичный план, как помочь им подняться по социально-экономической лестнице».
Аналитики с обоих концов политического спектра вынуждены констатировать, что для молодых американцев предстоящий выбор между двумя великовозрастными политиками, ни один из которых не соответствует их идеалу, не вызывает ничего, кроме глухого раздражения или, в лучшем случае, зевотного рефлекса.
Настроение части молодых людей, не намеренных воспользоваться своим конституционными правом, передал студент Мемфисского университета 21-летний миллениал Луис Лопес Гамес:
«Я просто не считаю, что мне нужно голосовать, когда у меня есть два кандидата, которые мне абсолютно не по душе. Почему я снова должен выбирать меньшее из двух зол?».
Для таких, как Луис Лопес Гамес, прокомментировал его исповедальное откровение журналист Тревор Хьюз, «выбор между Байденом и Трампом сводится к выбору «плохой против очень плохого».
Более того, на фоне страшного мартиролога жертв израильской операции по зачистке Сектора Газа в университетах по всей стране происходит выброс пассионарной энергии студентов, охваченных симпатией к палестинцам.
«В Калифорнии и Техасе протестующие устроили столкновения с полицией. В Гарварде и Йеле организуют свои палаточные лагеря — и обещают блокировать работу колледжей. А впереди еще летний съезд Демпартии в Чикаго, на который уже собираются десятки тысяч демонстрантов. Он обещает повторить хаос 1968 года с антивоенными беспорядками, — комментирует ситуацию политолог-американист Малек Дудаков. — Отчаянный милитаризм Байдена возвращает Америку во времена вьетнамского раскола».
Сумеют ли «Сонный Джо» и экстраверт-позер заманить под свои знамена молодую Америку в оставшиеся до 5 ноября месяцы или нет? Терзают далеко не смутные сомнения, что это в полной мере им удастся.