Заявление Эмманюэля Макрона о поставке боевых самолетов Украине озадачило французских военных.
У политиков — свое разумение, которое обычным разумением не понять. Макрон объявил об отправке на Украину самолетов «Мираж 2000-5», которых у самой Франции не так чтобы много. Сколько достанется Киеву — непонятно, и президент отказался прояснить этот вопрос. Логично предположить, что для того, чтобы эта поставка была более-менее эффективной, нужно собрать либо мощную эскадрилью, либо почти авиаполк. В общем, где-то 20 машин.
Пока что французские военные гадают, а откуда же взять эти самолеты. В военно-воздушных силах страны сейчас 26 «Миражей» данной модификации. Они располагаются в Джибути и на базе Люксёй в департаменте Верхняя Сона. Чтобы сохранить полную эскадрилью в 20 машин, французы могут уступить только 6.
Вообще же формат французских ВВС предполагает, что для поддержания боеспособности страны необходимо минимум 185 машин. Сейчас их 197 — включая 108 «Рафалей» и 89 «Миражей» разных модификаций. Получается, что французы могут поставить Киеву от 6 до 12 «Миражей», но это, с точки зрения военных, «ни о чем».
«Если Франция поставит хотя бы десяток, это значит, что надо обучить 15-20 пилотов, но главное и самое сложное и долгое — обучить техсостав, — говорит Мишель Гойя, военный историк и подполковник десантных войск в отставке. — „Мираж“ — неплохой истребитель и перехватчик, но он предназначен для обороны неба, а не для ударов по наземным целям. То есть воздушные бои в любом случае неизбежны и надо учитывать, что несколько французских самолетов будут сбиты. Помимо этого у русских серьезная система противовоздушной обороны».
То есть получается, что французы пока не готовы оголить свое небо и поставить два десятка самолетов. Их аппараты сейчас в составе НАТОвских сил выполняют задачу сдерживания над странами Балтии. Они хорошо показали себя в 2018 году во время удара коалиции по Сирии — на Западе эта операция получила название «Гамильтон». И как раз тогда «Миражи» наделили возможностью бомбить наземные объекты ракетами воздух-земля. Но у самой Франции такой модификации вообще нет, она предназначена для других государств, на вооружении которых находятся французские самолеты.
К слову, Украина еще зимой просила Францию поставить ей боевые машины, но тогда получила отказ.
«У нас мало „Миражей 2000“ и технических подразделений, — говорил еще в феврале министр обороны Себастьян Лекорню, — Мы предполагали снять их с вооружения к 2030 году, но сейчас ускорить производство „Рафалей“, которые пойдут им на замену, достаточно сложно. Производство занимает три года и к тому же получится очень сложная финансовая схема, которая приведет к увеличению нашего военного бюджета».
Сейчас «Миражи 2000-5» есть у трех стран: Катара, Греции и ОАЭ. Как убедить их продать самолеты Украине, кто оплатит счет и какие финансовые операции нужно для этого придумать? Греки, к примеру, готовы уступить часть своих «Миражей», но при условии, что Франция поставит им 6 «Рафалей», а те уже запросила Индия, с которой Макрон не собирается ссориться.
Украинский президент перед поездкой в Нормандию 5 июня приехал в Катар и встречался там с эмиром Аль Тани. Удивительно, что катару ы давно уже выставили на продажу 12 своих «Миражей 2000-5», но на встрече это вопрос не поднимался. Почему? Наверное, дело в слове «продажа», а французы обещают поставку.
Поэтому уже через пару дней Зеленский встречался с представителями «Дассо авиасьон», которая производит «Миражи», и там проговорил возможность до конца года, когда предполагается поставка, переоборудовать самолеты под ракеты Scalp (это то же, что европейская Storm Shadow, только крепление другое). И Scalp способны вести огонь даже по подводным лодкам.
«Поставка „Миражей“ будет эквивалентна одной-двум батареям ракет „земля-воздух“, но в небе, — продолжает Мишель Гойя, — эти машины довольно эффективно работают с системами ПВО, они могут перехватывать баллистические ракеты и даже дроны. Российские ракеты имеют дальность до 400 километров, но поражать маневренные истребители им сложно. И даже при этом „Миражи“ не смогут полностью контролировать украинское небо. Им понадобится помощь F-16, к примеру».
Киев в свое время высказал пожелание получить 120-130 боевых самолетов — при этом условии он рассчитывает играть в небе на равных. Нидерланды и Дания согласились поставить 61 машину F-16, Норвегия — 22 и Бельгия — 30.
И еще одна проблема. «Мираж 2000-5» — одноместный истребитель, поэтому остается открытым вопрос: как же обучать пилотов. Поэтому, помимо головоломки с количеством машин этой модификации, понадобится еще высвободить как минимум 6 «Миражей 2000В», на которых можно учиться летать с инструктором.
Те, кто отправился учиться на F-16, еще не готовы, а Макрон вскользь упомянул, что именно из их числа можно будет отобрать пилотов, кто будет переучиваться на «Миражи».
Все как во французской поговорке: «Вы раздеваете Пьера, чтобы одеть Поля».