Большой передел мира
267,017,813 522,218
 

  Сизиф ( Профессионал )
20 июн 2024 01:20:23

Маневры на Женевщине. Выступление Постоянного представителя Российской Федерации Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению

новая дискуссия Новость  259

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению

(19 июня 2024 г., Женева)


Уважаемый г-н Председатель,


Уважаемые коллеги,

Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН, обладатель ядерного оружия, а также добросовестный участник многих основополагающих международных договоров полностью осознает свою ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Наша страна предпринимает последовательные усилия и предлагает конкретные шаги по формированию подлинно демократической, основанной на верховенстве международного права системы международных отношений, которая бы соответствовала динамичному процессу создания многополярного мира. В рамках такой системы все государства были бы уверены в собственной безопасности, что позволило бы международному сообществу действительно конструктивно заняться решением многочисленных региональных и глобальных проблем, включая урегулирование существующих конфликтов. 


В этой связи хотели бы обратить внимание уважаемых делегатов на КР на выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с руководством МИД России 14 июня с.г., в котором глава нашего государства затронул целый ряд вопросов, касающихся нынешнего положения дел в сфере безопасности как на евразийском континенте, так и во всем мире. Т.е. вопросов, которые напрямую затрагивают работу нашего форума.


Г-н Председатель,


На сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что система евроатлантической безопасности не только не оправдала себя, но и попросту потерпела фиаско. Убеждены, что основную негативную роль в этом сыграла проводимая на протяжении десятилетий политика руководимого США «коллективного Запада», опирающегося на агрессивный военный блок НАТО, а также систему двусторонних и узкогрупповых военно-политических соглашений.


Как подчеркнул Президент Российской Федерации, наше государство на протяжении десятилетий не только указывало на ошибочность курса западных стран, но и выдвигало конструктивные инициативы по выстраиванию механизма европейской и архитектуры глобальной безопасности. Среди них – идея принятия Договора о европейской безопасности. Кроме того, именно Россия выступила с предложением провести саммит глав государств постоянных членов Совета Безопасности ООН, в том числе для выработки современной концепции международной безопасности. Наконец, в целях недопущения окончательного разрушения стратегической стабильности наша страна также предлагала ввести взаимный мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности. Однако все эти инициативы, как известно, категорически и сходу отметались нашими партнерами. Отказ от рассмотрения проектов договоров о гарантиях безопасности России, переданных Вашингтону и Брюсселю в декабре 2021 г., а также избранный Западом курс на нанесение нашему государству «стратегического поражения» и вовсе привел к обострению и без того кризисной ситуации на евразийском континенте, выхода из которой пока не просматривается.


Вместо того, чтобы работать над укреплением международных связей и взаимного доверия, государства-члены НАТО последовательно разрушали уже достигнутые договоренности. Напомню, и об этом мы уже говорили не раз в этом зале, что именно Вашингтон при попустительстве своих европейских союзников по альянсу существенным образом подорвал стратегическую стабильность, заявив об одностороннем выходе из договоров о противоракетной обороне, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и по открытому небу. Была разрушена создававшаяся десятилетиями система мер доверия и контроля над вооружениями на европейском пространстве.


Все, что взаимен могли предложить миру страны-члены НАТО – это, как подчеркнул Президент России, - т.н. «дипломатия по-натовски». Она заключается в том, чтобы вместо содействия поиску мирного решения междоусобных конфликтов, обвинить одну из сторон виновной и обрушить на нее всю политическую, информационную и военную мощь, экономические санкции и рестрикции. Такой принцип был осуществлен странами НАТО в Европе на Балканах, те же подходы применялись и в разных частях света: в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане, на Ближнем Востоке, на Южном Кавказе, в Центральной Азии. Результат – усугубление имеющихся проблем, тысячи погибших, разрастание очагов гуманитарных и социальных бедствий, появление и укрепление террористических анклавов.


Серьезные озабоченности вызывают попытки НАТО распространить свой провальный и разрушительный курс на другие регионы. Опять же, напомню, что на саммите альянса в Мадриде в 2022 г. было объявлено о том, что НАТО планирует заниматься вопросами безопасности не только в Евро-Атлантике, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Усматриваем в этом не что иное как стремление нарастить давление на те страны, которые альянс считает необходимым «сдерживать», в том числе на Российскую Федерацию. По сути, это усиление конфликтного потенциала еще в одном регионе мире.


При этом натоцентристская система международной безопасности по своей природе задумана для сохранения доминирующих позиций США в мире. Именно поэтому Вашингтон сейчас вкладывается в военные технологии, причем в технологии завтрашнего дня: в космос, в современные беспилотники, в ударные системы на новых физических принципах. Все это сферы, которые в будущем будут определять характер вооруженной борьбы, а значит, и военно-политический потенциал держав и их позиции на региональном и глобальном уровнях.


Г-н Председатель,


Чтобы предотвратить дальнейшее крайне опасное развитие событий, Президент России предложил свое видение новой системы безопасности на евразийском пространстве, которую, как он подчеркнул, фактически придется создавать заново. В основе инициативы будут лежать принципы Устава ООН и верховенство международного права. Её реализация направлена на недопущение фрагментации Евразии на противостоящие блоки и призвана предотвратить развязывание крупномасштабного вооруженного конфликта с участием евразийских и внерегиональных держав.


Хотели бы выделить несколько основных элементов данной инициативы.


Прежде всего, речь идет о налаживании конструктивного, взаимоуважительного диалога со всеми потенциальными участниками будущей системы безопасности. Россия готова обеспечить, чтобы она была открыта для всех евразийских стран, которые пожелают принять участие в ее создании, включая государства-члены НАТО. Географическая близость, пребывание на одном континенте побуждает к совместному поиску путей мирного сосуществования. Как подчеркнул Президент России, если Европа хочет сохранить себя в качестве одного из самостоятельных центров мирового развития и культурно-цивилизационных полюсов планеты, то ей рано или поздно придется восстанавливать добрососедские отношения с Российской Федерацией.


Еще одно важное направление работы – активизация диалогового процесса между уже работающими в Евразии многосторонними организациями. Речь идет о Союзном государстве России и Белоруссии, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, Содружестве Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества. В будущем к этим процессам, как мы надеемся, подключатся и другие влиятельные евразийские объединения от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока.


Следующий этап предполагает широкое обсуждение новой системы двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности в Евразии. В перспективе это будет означать сворачивание военного присутствия внешних держав в регионе.


Исходим из того, что государства и региональные структуры Евразии сами определят конкретные области сотрудничества для обеспечения совместной безопасности. Для этого необходимо выстроить систему работающих институтов, механизмов, договоренностей, которые призваны служить достижению общих целей стабильности и развития.


Построенная по итогам этих общих усилий архитектура не будет направлена против чьих-то интересов, не будет она и предполагать создание какой-то блоковой структуры. Ее параметры позволят не только обеспечить долговечный мир, но и избежать любых геополитических потрясений вследствие кризиса глобализации, построенной по западным лекалам. Она создаст надежные военно-политические гарантии защиты как России, так и других стран региона от внешних угроз, сформирует свободное от конфликтов и благоприятное для развития пространство. Устранит дестабилизирующее влияние внерегиональных игроков на евразийские процессы.


Г-н Председатель,


Инициатива по воссозданию системы безопасности в Евразии была бы неполной, если бы мы не затронули тему урегулирования кризиса вокруг Украины.


Не будем углубляться в генезис данного конфликта. Российская делегация неоднократно говорила на площадке Конференции по разоружению о причинах сложившейся – не по нашей вине – ситуации. Однако важно еще раз подчеркнуть, что кризис, связанный с Украиной, – это не конфликт двух государств, тем более двух народов, вызванный какими-то проблемами между ними. Если бы дело обстояло именно так, то, как отметил Президент России, русские и украинцы, которых объединяет общая история и культура, духовные ценности, миллионы родственных, семейных, человеческих связей, нашли бы способ справедливо урегулировать любые разногласия.


Важно понимать, что события на Украине – это прямой результат агрессивной и бесцеремонной политики, которую Запад проводил и проводит с конца XX века. То есть задолго до того, как началась специальная военная операция.


В данных условиях абсолютно абсурдны любые попытки проведения
т.н. мирных конференций по Украине по типу той, что на днях состоялся в швейцарском Бюргенштоке, на которые, к слову, Россия даже не приглашается. Замалчивание глубинных причин кризиса, игнорирование интересов национальной безопасности России, попытки навязать условия окончания конфликта, которые лишь сохранят «статус-кво» в отношении положения НАТО, дадут «зеленый свет» дальнейшей деструктивной политике альянса. Это опасный путь не только для Европы, но и для всего мира.


Хотел бы привести в данной связи озвученные Президентом России условия, которые дадут возможность начать мирное урегулирование, разумеется, после того, как Запад разрешит Киеву снять т.н. самозапрет на переговоры с Россией. Они четко сформулированы и практически реализуемы: это полный вывод украинских войск из Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, причем со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в состав Украины после прекращения существования СССР. После того, как в Киеве заявят, что готовы к такому решению, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, Россия незамедлительно прекратит огонь и начнет переговоры, а также обязуется гарантировать беспрепятственный и безопасный отвод украинских частей и соединений.


В дальнейшем все эти базовые и принципиальные положения должны быть зафиксированы в виде международных договоренностей. Естественно, подобная схема действий предполагает также отмену всех западных санкций против России. Только такой вариант позволит реально завершить вооруженный конфликт на Украине, а также способствовать восстановлению доверия и добрососедства между Россией и Украиной и в целом в Европе.


Г-н Председатель,


Предложения в части становления безопасности касаются, прежде всего, Евразии. Однако будущая система евразийской безопасности и сотрудничества должна, по нашему убеждению, стать фундаментом архитектуры глобальной безопасности в эпоху многополярности.  


Как отметил в своем выступлении Президент России, мир стремительно меняется. Налицо глубинные изменения как в глобальной политике, так и в экономике, технологической конкуренции. Все больше государств стремятся к укреплению суверенитета, самодостаточности, национальной и культурной идентичности. На авансцену выходят страны глобального Юга, Востока, растет роль Африки и Латинской Америки. На основе новой политической и экономической реальности сегодня формируются контуры многополярного и многостороннего мироустройства.


В этом контексте Российская Федерация всемерно поддерживает инициативу Республики Беларусь разработать программный документ – хартию многополярности и многообразия в XXI веке. В ней можно сформулировать не только рамочные принципы евразийской архитектуры безопасности с опорой на базовые нормы международного права, но и в более широком плане – стратегическое видение сущности, природы многополярности и многосторонности как новой системы международных отношений.


Важность становления новой системы безопасности на фоне нынешнего беспрецедентного конфликтного потенциала и кризиса недоверия, в том числе между ядерными державами, абсолютно очевидна всему международному сообществу. Россия заинтересована в том, чтобы равноправный диалог по такой жизненно важной для всех теме, как создание системы неделимой безопасности и утверждение в мировых делах принципа, по которому безопасность одних не может быть обеспечена за счет безопасности других, получал все большее развитие, в том числе на площадке ООН, и, конечно, здесь в рамках КР


Исходим из того, что участвовать в работе по построению нового мира следует всем без исключения государствам, и взаимодействие должно осуществляться в контексте новых реалий многополярности, на принципах суверенного равенства государств, а также равноправного и уважительного диалога. Российская Федерация к этому готова.


Благодарю за внимание.


19.06.24
Отредактировано: Сизиф - 20 июн 2024 03:21:15
  • +1.71 / 33
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!