Выступление Постоянного представителя Российской Федерации Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению
(19 июня 2024 г., Женева)
Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые коллеги,
Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН, обладатель ядерного оружия, а также добросовестный участник многих основополагающих международных договоров полностью осознает свою ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Наша страна предпринимает последовательные усилия и предлагает конкретные шаги по формированию подлинно демократической, основанной на верховенстве международного права системы международных отношений, которая бы соответствовала динамичному процессу создания многополярного мира. В рамках такой системы все государства были бы уверены в собственной безопасности, что позволило бы международному сообществу действительно конструктивно заняться решением многочисленных региональных и глобальных проблем, включая урегулирование существующих конфликтов.
В этой связи хотели бы обратить внимание уважаемых делегатов на КР на выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с руководством МИД России 14 июня с.г., в котором глава нашего государства затронул целый ряд вопросов, касающихся нынешнего положения дел в сфере безопасности как на евразийском континенте, так и во всем мире. Т.е. вопросов, которые напрямую затрагивают работу нашего форума.
Г-н Председатель,
На сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что система евроатлантической безопасности не только не оправдала себя, но и попросту потерпела фиаско. Убеждены, что основную негативную роль в этом сыграла проводимая на протяжении десятилетий политика руководимого США «коллективного Запада», опирающегося на агрессивный военный блок НАТО, а также систему двусторонних и узкогрупповых военно-политических соглашений.
Как подчеркнул Президент Российской Федерации, наше государство на протяжении десятилетий не только указывало на ошибочность курса западных стран, но и выдвигало конструктивные инициативы по выстраиванию механизма европейской и архитектуры глобальной безопасности. Среди них – идея принятия Договора о европейской безопасности. Кроме того, именно Россия выступила с предложением провести саммит глав государств постоянных членов Совета Безопасности ООН, в том числе для выработки современной концепции международной безопасности. Наконец, в целях недопущения окончательного разрушения стратегической стабильности наша страна также предлагала ввести взаимный мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности. Однако все эти инициативы, как известно, категорически и сходу отметались нашими партнерами. Отказ от рассмотрения проектов договоров о гарантиях безопасности России, переданных Вашингтону и Брюсселю в декабре 2021 г., а также избранный Западом курс на нанесение нашему государству «стратегического поражения» и вовсе привел к обострению и без того кризисной ситуации на евразийском континенте, выхода из которой пока не просматривается.
Вместо того, чтобы работать над укреплением международных связей и взаимного доверия, государства-члены НАТО последовательно разрушали уже достигнутые договоренности. Напомню, и об этом мы уже говорили не раз в этом зале, что именно Вашингтон при попустительстве своих европейских союзников по альянсу существенным образом подорвал стратегическую стабильность, заявив об одностороннем выходе из договоров о противоракетной обороне, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и по открытому небу. Была разрушена создававшаяся десятилетиями система мер доверия и контроля над вооружениями на европейском пространстве.
Все, что взаимен могли предложить миру страны-члены НАТО – это, как подчеркнул Президент России, - т.н. «дипломатия по-натовски». Она заключается в том, чтобы вместо содействия поиску мирного решения междоусобных конфликтов, обвинить одну из сторон виновной и обрушить на нее всю политическую, информационную и военную мощь, экономические санкции и рестрикции. Такой принцип был осуществлен странами НАТО в Европе на Балканах, те же подходы применялись и в разных частях света: в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане, на Ближнем Востоке, на Южном Кавказе, в Центральной Азии. Результат – усугубление имеющихся проблем, тысячи погибших, разрастание очагов гуманитарных и социальных бедствий, появление и укрепление террористических анклавов.
Серьезные озабоченности вызывают попытки НАТО распространить свой провальный и разрушительный курс на другие регионы. Опять же, напомню, что на саммите альянса в Мадриде в 2022 г. было объявлено о том, что НАТО планирует заниматься вопросами безопасности не только в Евро-Атлантике, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Усматриваем в этом не что иное как стремление нарастить давление на те страны, которые альянс считает необходимым «сдерживать», в том числе на Российскую Федерацию. По сути, это усиление конфликтного потенциала еще в одном регионе мире.
При этом натоцентристская система международной безопасности по своей природе задумана для сохранения доминирующих позиций США в мире. Именно поэтому Вашингтон сейчас вкладывается в военные технологии, причем в технологии завтрашнего дня: в космос, в современные беспилотники, в ударные системы на новых физических принципах. Все это сферы, которые в будущем будут определять характер вооруженной борьбы, а значит, и военно-политический потенциал держав и их позиции на региональном и глобальном уровнях.
Г-н Председатель,
Чтобы предотвратить дальнейшее крайне опасное развитие событий, Президент России предложил свое видение новой системы безопасности на евразийском пространстве, которую, как он подчеркнул, фактически придется создавать заново. В основе инициативы будут лежать принципы Устава ООН и верховенство международного права. Её реализация направлена на недопущение фрагментации Евразии на противостоящие блоки и призвана предотвратить развязывание крупномасштабного вооруженного конфликта с участием евразийских и внерегиональных держав.
Хотели бы выделить несколько основных элементов данной инициативы.
Прежде всего, речь идет о налаживании конструктивного, взаимоуважительного диалога со всеми потенциальными участниками будущей системы безопасности. Россия готова обеспечить, чтобы она была открыта для всех евразийских стран, которые пожелают принять участие в ее создании, включая государства-члены НАТО. Географическая близость, пребывание на одном континенте побуждает к совместному поиску путей мирного сосуществования. Как подчеркнул Президент России, если Европа хочет сохранить себя в качестве одного из самостоятельных центров мирового развития и культурно-цивилизационных полюсов планеты, то ей рано или поздно придется восстанавливать добрососедские отношения с Российской Федерацией.
Еще одно важное направление работы – активизация диалогового процесса между уже работающими в Евразии многосторонними организациями. Речь идет о Союзном государстве России и Белоруссии, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, Содружестве Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества. В будущем к этим процессам, как мы надеемся, подключатся и другие влиятельные евразийские объединения от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока.
Следующий этап предполагает широкое обсуждение новой системы двусторонних и многосторонних гарантий коллективной безопасности в Евразии. В перспективе это будет означать сворачивание военного присутствия внешних держав в регионе.
Исходим из того, что государства и региональные структуры Евразии сами определят конкретные области сотрудничества для обеспечения совместной безопасности. Для этого необходимо выстроить систему работающих институтов, механизмов, договоренностей, которые призваны служить достижению общих целей стабильности и развития.
Построенная по итогам этих общих усилий архитектура не будет направлена против чьих-то интересов, не будет она и предполагать создание какой-то блоковой структуры. Ее параметры позволят не только обеспечить долговечный мир, но и избежать любых геополитических потрясений вследствие кризиса глобализации, построенной по западным лекалам. Она создаст надежные военно-политические гарантии защиты как России, так и других стран региона от внешних угроз, сформирует свободное от конфликтов и благоприятное для развития пространство. Устранит дестабилизирующее влияние внерегиональных игроков на евразийские процессы.
Г-н Председатель,
Инициатива по воссозданию системы безопасности в Евразии была бы неполной, если бы мы не затронули тему урегулирования кризиса вокруг Украины.
Не будем углубляться в генезис данного конфликта. Российская делегация неоднократно говорила на площадке Конференции по разоружению о причинах сложившейся – не по нашей вине – ситуации. Однако важно еще раз подчеркнуть, что кризис, связанный с Украиной, – это не конфликт двух государств, тем более двух народов, вызванный какими-то проблемами между ними. Если бы дело обстояло именно так, то, как отметил Президент России, русские и украинцы, которых объединяет общая история и культура, духовные ценности, миллионы родственных, семейных, человеческих связей, нашли бы способ справедливо урегулировать любые разногласия.
Важно понимать, что события на Украине – это прямой результат агрессивной и бесцеремонной политики, которую Запад проводил и проводит с конца XX века. То есть задолго до того, как началась специальная военная операция.
В данных условиях абсолютно абсурдны любые попытки проведения
т.н. мирных конференций по Украине по типу той, что на днях состоялся в швейцарском Бюргенштоке, на которые, к слову, Россия даже не приглашается. Замалчивание глубинных причин кризиса, игнорирование интересов национальной безопасности России, попытки навязать условия окончания конфликта, которые лишь сохранят «статус-кво» в отношении положения НАТО, дадут «зеленый свет» дальнейшей деструктивной политике альянса. Это опасный путь не только для Европы, но и для всего мира.
Хотел бы привести в данной связи озвученные Президентом России условия, которые дадут возможность начать мирное урегулирование, разумеется, после того, как Запад разрешит Киеву снять т.н. самозапрет на переговоры с Россией. Они четко сформулированы и практически реализуемы: это полный вывод украинских войск из Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, причем со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в состав Украины после прекращения существования СССР. После того, как в Киеве заявят, что готовы к такому решению, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, Россия незамедлительно прекратит огонь и начнет переговоры, а также обязуется гарантировать беспрепятственный и безопасный отвод украинских частей и соединений.
В дальнейшем все эти базовые и принципиальные положения должны быть зафиксированы в виде международных договоренностей. Естественно, подобная схема действий предполагает также отмену всех западных санкций против России. Только такой вариант позволит реально завершить вооруженный конфликт на Украине, а также способствовать восстановлению доверия и добрососедства между Россией и Украиной и в целом в Европе.
Г-н Председатель,
Предложения в части становления безопасности касаются, прежде всего, Евразии. Однако будущая система евразийской безопасности и сотрудничества должна, по нашему убеждению, стать фундаментом архитектуры глобальной безопасности в эпоху многополярности.
Как отметил в своем выступлении Президент России, мир стремительно меняется. Налицо глубинные изменения как в глобальной политике, так и в экономике, технологической конкуренции. Все больше государств стремятся к укреплению суверенитета, самодостаточности, национальной и культурной идентичности. На авансцену выходят страны глобального Юга, Востока, растет роль Африки и Латинской Америки. На основе новой политической и экономической реальности сегодня формируются контуры многополярного и многостороннего мироустройства.
В этом контексте Российская Федерация всемерно поддерживает инициативу Республики Беларусь разработать программный документ – хартию многополярности и многообразия в XXI веке. В ней можно сформулировать не только рамочные принципы евразийской архитектуры безопасности с опорой на базовые нормы международного права, но и в более широком плане – стратегическое видение сущности, природы многополярности и многосторонности как новой системы международных отношений.
Важность становления новой системы безопасности на фоне нынешнего беспрецедентного конфликтного потенциала и кризиса недоверия, в том числе между ядерными державами, абсолютно очевидна всему международному сообществу. Россия заинтересована в том, чтобы равноправный диалог по такой жизненно важной для всех теме, как создание системы неделимой безопасности и утверждение в мировых делах принципа, по которому безопасность одних не может быть обеспечена за счет безопасности других, получал все большее развитие, в том числе на площадке ООН, и, конечно, здесь в рамках КР
Исходим из того, что участвовать в работе по построению нового мира следует всем без исключения государствам, и взаимодействие должно осуществляться в контексте новых реалий многополярности, на принципах суверенного равенства государств, а также равноправного и уважительного диалога. Российская Федерация к этому готова.
Благодарю за внимание.
19.06.24