Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по тематике международной информационной безопасности
https://russiaun.ru/ru/news/200624Трансляция полоного заседанияУважаемый г-н Министр,
Рады видеть Вас в кресле Председателя Совета Безопасности.
Благодарим Генерального секретаря за его доклад. Внимательно выслушали докладчиков.
Российская Федерация стояла у истоков обсуждения вопросов международной информационной безопасности в ООН. Еще в 1998 г., 26 лет назад, мы впервые подняли эту тему в Генассамблее, внеся первый профильный проект резолюции, которая с тех пор стала ежегодной и получает поддержку подавляющего большинства государств-членов.
По нашей инициативе для обсуждения вопросов безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) была создана соответствующая Группа правительственных экспертов (ГПЭ) ООН, которая впоследствии переросла в инклюзивный формат – Рабочую группу ООН открытого состава (РГОС). Именно РГОС является уникальной единой переговорной площадкой под эгидой всемирной Организации для обсуждения всех вопросов международной информационной безопасности.
За время своей деятельности РГОС доказала свою эффективность и востребованность. Среди прикладных результатов – запуск в мае 2024 г. предложенного Россией реестра контактных пунктов для обмена информацией о компьютерных атаках/инцидентах. Проводится подробное рассмотрение существующих и потенциальных угроз в сфере МИБ. Предпринимаются конкретные шаги на направлении наращивания цифрового потенциала государств – в прошлом году согласованы универсальные принципы оказания содействия в этой области.
Убеждены, что усилия международного сообщества должны быть сосредоточены на продолжении укрепления межгосударственного взаимодействия в рамках РГОС в целях достижения конкретных, практических результатов в деле обеспечения международной информационной безопасности. Считаем принципиально важным закреплять и развивать достигнутые РГОС результаты – как в рамках нынешнего мандата Группы, так и будущего переговорного формата. Россия уже представила свое видение постоянно действующего инклюзивного механизма в данной области. Считаем целесообразным сохранить наше общее достояние путем создания после 2025 г. постоянной РГОС с функцией принятия решений.
Данные факты наглядно демонстрируют, что в ООН уже давно ведется последовательная, эшелонированная работа по МИБ. Поэтому необходимость вовлекать в нее в Совете Безопасности вызывает большие вопросы. Данная тема имеет свою специфику и должна обсуждаться на профильных площадках, где есть соответствующая экспертиза. Принципиально важно удерживать ее в профессиональном, конструктивном русле, избегая политизации. Дублирование усилий международного сообщества и «растаскивание» данной темы по различным ооновским площадкам контрпродуктивны и могут свести на нет все наработанные за десятилетия под эгидой Генассамблеи результаты.
Не менее важно и то, что дискуссия в РГОС носит инклюзивный характер. В ней участвуют все без исключения члены ООН, причем на равноправной основе, т.к. Группа принимает решения консенсусом. Перенос этого сюжета на площадку СБ автоматически отсечет от участия в принятии решений все государства, которые не входят в состав Совета. Те из них, кто сегодня поддержал призыв председательства сделать МИБ частью повестки дня СБ ООН, должны это четко осознавать.
Наконец, в любом разговоре о потенциальных рисках необходимо иметь в виду технологические особенности информационного пространства. В отличие от физического мира угрозы в нем крайне сложно идентифицировать, не говоря уже об установлении источника атаки (т.н. атрибуции). Зачастую о том, что атака имела место, становится известно спустя значительное время, да и то по косвенным признакам. В связи с этим на данный момент отсутствует даже самое базовое понимание, какие случаи злонамеренного использования ИКТ можно было бы с уверенностью отнести к прямым угрозам международному миру и безопасности.
Пока не решена проблема атрибуции, равно как и не выработано единого подхода по другим сложным аспектам этой многогранной и специфической проблематики, включая правовые, любая дискуссия в СБ может превратиться в очередной обмен бездоказательными обвинениями, привести к углублению раскола в международном сообществе. Все это подрывает авторитет СБ ООН и никак не поможет выработать конструктивные решения.
Все государства, которые выступили и еще выступят сегодня, являются участниками РГОС, а предложенные к обсуждению вопросы аналогичны тем, которые обсуждаются в Группе. В мае состоялся глобальный «круглый стол» министерского уровня по тематике наращивания потенциала в сфере МИБ, в июле предстоит 8-я сессия РГОС. По сути, дискуссия по этой теме и так идет непрерывно, а ее ход и результаты доступны для всех.
Поэтому не поддерживаем призыв «повышать осведомленность» международного сообщества по вопросам МИБ посредством созыва на регулярной основе заседаний СБ. Мандат Совета Безопасности предполагает оперативное реагирование на реальные угрозы международному миру и безопасности, а не философский обмен мнениями по популярным в общественном пространстве темам. Для этого существуют другие площадки и форматы.
Вызывают самую серьезную озабоченность попытки западных коллег использовать обвинения в злонамеренной деятельности с использованием ИКТ в качестве рычага давления на «неугодные» государства. Хоть сколь-нибудь убедительных доказательств в подтверждение этих слов не приводится. Инструментом в этой нечистоплотной игре неоднократно становилась Группа экспертов Комитета СБ ООН 1718 по КНДР, которая по наводке «одного государства» обращалась к российской стороне по поводу приписываемых Пхеньяну компьютерных атак. Когда мы просили предоставить точные данные, необходимые для расследования предполагаемых инцидентов, эксперты отвечали, что не получали от своего «источника» дополнительную информацию. Впрочем,
отсутствие какой-либо конкретики не мешает западным коллегам голословно, в своем излюбленном стиле «highly likely», обвинять «во всех кибергрехах» не согласные с их действиями страны. Подобные бездоказательные инсинуации неприемлемы. Атрибуция ответственности требует профессионального подхода и предоставления исчерпывающих технических доказательств.
Категорически отвергаем любые рассуждения на тему того, что Россия якобы поощряет злонамеренные действия в информационном пространстве. Мы на протяжении четверти века выступаем за предотвращение его милитаризации и начали предлагать конкретные шаги в этом направлении задолго до того, как страны Запада вообще признали существование такого риска.
Для нашей страны приоритетом является формирование универсальных юридически обязывающих инструментов в области информационной безопасности, что будет способствовать предотвращению межгосударственных конфликтов в этой сфере. В этих целях Россия в 2023 г. представила в Генассамблее ООН прообраз профильного международного договора – концепцию конвенции об обеспечении международной информационной безопасности. Принятие такой универсальной договоренности позволило бы не только юридически оформить права и обязанности стран, связанные с их деятельностью в сфере ИКТ, но и урегулировать в международных отношениях проблему политической атрибуции компьютерных атак.
Это также помогло бы обеспечить неукоснительное соблюдение в информпространстве принципа суверенного равенства государств, который на нынешнем этапе открыто игнорируется многими технологически развитыми странами. Приглашаем все государства-члены к предметной дискуссии на основе нашего предложения на площадке Генассамблеи.
К сожалению, западные страны, прежде всего США, эту идею отвергают, стремясь сохранить максимальную «свободу рук». Особенно ярко это проявляется на фоне признания высокопоставленными лицами США фактов проведения против России наступательных операций с использованием ИКТ, а также закрепления в доктринальных установках Вашингтона и НАТО «наступательных» – а по сути агрессивных – подходов. Наш сегодняшний докладчик и выступавшие рассказывали нам о кибератаках.
Только они забыли упомянуть, что против России ведется беспрецедентная дезинформационная война. Координируется вся эта зловредная деятельность из Великобритании, организациями, базирующимися в Лондоне. Это «Public Relations and Communications Association» и «PR Network», также неустанно трудятся на ниведезинформации «IT Army of Ukraine». С помощью этих IT-ресурсов в эфир изливаются ушаты дезинформации и лжи в отношении России и российской СВО.
Тревожат и попытки размывания глобальной дискуссии по вопросам противодействия использованию ИКТ в преступных целях. Ярким примером является «инициатива по противодействию вирусам-вымогателям». Подобные «клубы для избранных», не особо скрывающие свою политизированную направленность, подрывают усилия государств-членов ООН по выработке универсальных механизмов борьбы с использованием ИКТ в преступных целях – в частности, по линии профильного Спецкомитета ООН.
Г-н Председатель,
Российская Федерация уже более 26 лет продвигает конструктивную повестку дня в области международной информационной безопасности, внося свой вклад в поддержание мира и стабильности как в реальном, так и в виртуальном мире. Продолжим отстаивать принципы формирования мирной и безопасной среды ИКТ в глобальном масштабе.
Благодарю Вас.
20 июня 2024