Лучший Полководец в Истории, ваше мнение?
25,896 64
 

  ivan2 ( Слушатель )
21 июн 2024 18:04:08

Тут походя начали упоминать Брусилова

новая дискуссия Дискуссия  152

Имел, что имел. Бил своими силами по рокадам переброски резервов врага.
Те самые Брусиловские прорывы.
Кстати, не там ли впервые были применены бомбардировщики Илья Муромец? Не настаиваю, но где-то читал.
Отредактировано: ivan2 - 21 июн 2024 18:06:17
  • +0.10 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Алёша Попович ( Слушатель )
22 июн 2024 12:05:06

На крыльях славы

На рассвете 21 февраля 1915 г. воздушный корабль «Илья Муромец Киевский» под командой штабс-капитана Георгия Георгиевича Горшкова вылетел в западном направлении. Это был первый боевой вылет «муромцев», но из-за ошибки в навигации успешное боевое крещение состоялось только на следующий день. Тогда штабс-капитан успешно разбомбил станцию Вилленберг. Результаты бомбардировки, снятые на фотоплёнку, были отправлены в Ставку Верховного Главнокомандующего, — и эскадра была спасена от роспуска. «Руссо-Балт» вернул старый и новый заказы на тяжёлые бомбардировщики.

Уникальным примером длинного разведывательного рейда с целью фотосъёмки дислокации вражеских войск является полёт штабс-капитана Горшкова над Восточной Пруссией 18 марта 1915 г. Путь протяжённостью более 600 верст был проделан менее чем за 5 часов. Боевое задание было выполнено: оказалось, что немцы пытались дезинформировать русское командование, подготавливая наступление совсем на другом участке фронта. Все участники этой экспедиции были повышены в званиях, награждены орденами и оружием. Но главное, что этот полёт оказал большое влияние на психологию лётного состава всей эскадры.

Первое время применение «муромцев» против немцев было особенно эффективно ввиду того, что противник изначально даже не предполагал наличие в России таких огромных кораблей — а потому упорно занижал характеристики самолёта.

В результате чего немецкие дальномеры указывали неверную высоту — и поразить наши корабли не удавалось.

В апреле 1915 г. немцы наконец-то озаботились не только укреплением противовоздушной обороны, но и прислали на Восточный фронт отряд из 6 аэропланов, чьей задачей было уничтожить эскадру. 11 апреля они попытались разбомбить аэродром «муромцев» в Яблонне — но не достигли больших успехов: несколько кораблей были легко повреждены. Гораздо более существенной, нежели потеря техники, могла стать потеря командного состава. Несколько бомб едва не убили командира эскадры Шидловского и Сикорского. Причем отважного генерала, не желавшего кланяться немецким осколочным бомбам, спас главный конструктор, заставив-таки залечь вне зоны поражения. В итоге оба отделались лишь лёгкой контузией.

В ответ 14 апреля «муромцы» нанесли бомбовый удар по вражескому аэродрому в Санниках и фактически сравняли его с землёй. Примечательно, что некоторые лётчики предлагали использовать «муромцы» в качестве десантных кораблей: приземлиться на вражеский аэродром и высадить пехотный взвод для уничтожения аэропланов и захвата лётного состава.

В начале лета в составе эскадры были образованы несколько боевых отрядов, первоначально состоявших из пары машин. В условиях стратегического отступления командованию фронтов и армий было крайне необходимо получать своевременную информацию о передвижении вражеских войск. Первый отряд из двух кораблей под командованием капитана Горшкова (в июле за отличия его произвели в подполковники) был придан Юго-Западному фронту, где после Горлицкого прорыва ситуация была критическая.

В течение июня боевой отряд вёл постоянные бомбардировки узловых железнодорожных станций и аэрофотосъёмку. В конце концов, немецкое командование обеспокоилось настолько, что решило покончить с «русскими чудовищами». С Западного фронта было переброшено несколько истребителей-асов. Специальным приказом в немецкой авиации назначалась большая награда летчику, сбившему «большой русский самолёт Сикорского».

Первая встреча «муромца» с истребителями произошла 5 июля в 40 км южнее города Холм. На высоте 3,5 км корабль был атакован тремя немецкими истребителями. Противник вывел из строя два левых мотора, был ранен командир корабля, поручик И.С. Башко.

Изрешеченный корабль сумел сбить одного «немца» и уйти от противника, впечатлённого огневой мощью «русского гиганта».

Убедившись в трудности уничтожения русских тяжёлых бомбардировщиков своей авиацией, немцы решили усилить зенитную артиллерию. Заметив, что корабли пролетают линию фронта примерно над одними и теми же местами, они сосредоточили там большое количество батарей. Однако русские летчики разгадали эту уловку и стали уклоняться от привычных маршрутов.

В то же время немецкие артиллеристы стали применять бризантные снаряды большого калибра для обстрела воздушных кораблей. Так, например, в одном из полетов машина штабс-капитана С.Н. Никольского подверглась сильному обстрелу зенитной артиллерией и с трудом долетела до аэродрома. После полёта в корабле насчитали больше сотни пробоин.

Кроме того, немцы разгадали русскую тактику бомбардировки: первый заход для определения целей, второй — бомбометание, третий — фотосъёмка — всё на одной высоте, скорости и направлении. И противопоставили этой тактике свою: замеры высоты нашего самолёта на первом заходе, а зенитный огонь — перед вторым.

Командирам кораблей пришлось применять разные способы маневрирования, чтобы избежать поражения от зенитной артиллерии: больше трёх раз не пролетать одним и тем же маршрутом, при бомбежке цели при каждом заходе менять высоту. Время полётов чередовали в течение недели, вылетая один день утром, в другой — во второй половине дня. Некоторые опытные пилоты даже стали вылетать на задания лунными ночами.

Тем не менее, в 1916 г. немцы научились бороться с «муромцами» и стали активнее использовать для противодействия истребительную авиацию, стремительно развивавшуюся в годы войны. Русским тяжёлым бомбардировщикам всё чаще приходилось отбиваться от вражеских аэропланов. При этом, отчётливо понимая преимущество «муромцев» в вооружении (6-8 пулемётов), противник никогда не атаковал их одиночными самолётами.

Однако с появлением синхронных пулеметов, стрелявших через плоскость винта, немцам теперь не надо было подставлять свой борт под пулемёты «Муромца». Им было теперь достаточно зайти на самолёт сзади с пикирования или подкрасться на фоне земли и атаковать снизу в самое уязвимое место. В ответ на это Сикорский предложил установить хвостовую огневую точку. По сути, он превратил самолёт в «летающую крепость», способную вести обстрел со всех сторон.

Для защиты бомбардировщиков от вражеских истребителей по приказу начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М.В. Алексеева в штат эскадры ещё в ноябре 1915 г. должны были входить лёгкие самолёты. Однако своевременное их поступление всё время задерживалось из-за препон, чинимых великим князем Александром Михайловичем. Кроме того, пилотов лёгкой и тяжёлой авиации предстояло ещё обучать взаимодействию друг с другом.

Единственный сбитый немецкими истребителями в годы Первой мировой «муромец» поручика Д.Д. Макшеева погиб в неравном одиночном бою с немецкими истребителями.

Командир оторвался от двух кораблей своего боевого отряда. Ещё 3 самолета за годы войны были сбиты зенитным огнём или получили такие повреждения, что не подлежали восстановлению. Сами «муромцы» уничтожили 12 вражеских машин — поистине уникальное соотношение потерь в дуэлях между истребителями и бомбардировщиками. Гораздо больше кораблей (13) было потеряно в результате технических неисправностей и ошибок пилотов. Несколько кораблей были уничтожены или сильно повреждены в результате вражеских бомбардировок.

После гибели первого «муромца» в эскадре были запрещены одиночные полёты бомбардировщиков, эффективность их применения начала падать. Постепенно они начали проигрывать в скорости и манёвренности вражеским истребителям. Практика же сопровождения бомбардировщиков своими истребителями ещё только зарождалась. Несмотря на упорный труд Игоря Ивановича Сикорского по созданию новых, более современных модификаций «Ильи Муромца», лучше вооружённых и более скоростных, кардинально проблему устаревания мог решить только новый мощный и надёжный отечественный авиадвигатель. Таковой в России создать и внедрить в промышленное производство до конца войны не успели.

Тем не менее, за годы войны «муромцы» успели совершить около 400 боевых вылетов и сбросить 60 тонн бомб. Всего было произведено 93 самолёта, 70 из них — отправлены на фронт. Немного по меркам Первой мировой, хотя справедливости ради стоит сказать, что и союзники, и немцы сумели создать и запустить в массовое производство сравнимые с «муромцами» тяжёлые бомбардировщики только в самом конце войны. И натолкнули их на эту мысль именно «воздушные богатыри» Сикорского.

Сам Игорь Иванович Сикорский, кстати говоря, прекрасно понимал недостатки своего детища и надеялся в 1917 г. разработать новый, более скоростной тип тяжёлого бомбардировщика для полётов на высоте значительно выше 3 км. Союзники обещали поставлять новые надёжные и мощные двигатели, да и отечественные разработки были близки к успеху.

Но Россия скатилась в смуту… Подавляющая часть самолётов эскадры была сожжена при угрозе захвата их немцами. Летный и наземный состав разбрелся по воюющим армиям
https://www.stoletie…yr_339.htm
  • +0.17 / 6
  • АУ