Макс скажетО визите в КНДР
На фоне происходящего в мире изменение геополитических реалий в настоящее время идет с Востока. Частью конструирования этих реалий стал
визит Владимира Путина в КНДР и Вьетнам.
Если прошлый год в мировом событийном плане был безусловно годом «Глобального Юга», а присоединение к
БРИКС Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта, вместе с дипломатическим ренессансом Сирии и сближением Ирана и Саудовской Аравии, то этот год может стать годом «Востока», который может стать основным полем и для международного противостояния, и для формирования нового международного миропорядка. Именно в этом ракурсе стоит оценить визит Путина.
КНДР. Страна, которую в связи с развитием атомной программы и появлением у нее ядерного оружия подвергли санкциям, в том числе в рамках резолюций СБ ООН. С 2006 по 2017 год КНДР принимались одни пакеты санкций за другими. При этом то, что Россия не заблокировала резолюцию 2375 было весьма странно. Эта резолюция запретила импорт в КНДР нефти и нефтепродуктов, создание совместных предприятий, запретила северокорейским гражданам работать за рубежом. Фактически Россия лишилась рынка сбыта нефти и тысяч квалифицированных рабочих рук. Целью не наложения вето было – избежать обвинения в содействии нарушению режима нераспространения ядерного оружия и выйти на продление с США договора СНВ-3 (что удастся сделать только через три года, уже при Байдене). В любом случае эта резолюция оказалась болезненной как для КНДР, так и для России.
В 2022-2024 годах отношения России и КНДР развиваются все более активно. В Пхеньян летали еще в прошлом году
Шойгу и
Лавров,
Ким Чен Ын посетил дальневосточный форум во Владивостоке. И вот теперь визит
Путина и подписание
договора «о всеобъемлющем стратегическом партнерстве».
Подписание данного договора (
ссылка) имеет сразу несколько смысловых линий.
Первое. Это прямой вызов в первую очередь США, для которых санкционное давление на КНДР является важным вопросом с точки зрения выстраивания конфигурации геополитического противостояния в Азии. Фактически для США КНДР играет роль ключа к Китаю, без подбора которого сложно говорить о возможностях нестратегического (без применения СЯО) блокирования КНР. При этом санкции против КНДР позволяли с одной стороны огульно обвинять КНР (а позднее и Россию) в их нарушении и используя в качестве демонстративной угрозы ядерное оружие КНДР формировать международную коалицию, сближая позиции Японии и Республики Корея не готовых к противодействию Китаю, но взаимодействующих против КНДР. Подписание договора – прямой вызов всем попыткам ограничений Пхеньяна.
Второе. Это документ, фиксирующий военное сотрудничестве и обязывающий стороны на стать прямое участником конфликте, в который может быть включены стороны договора. Это практически исключает потенциал прямого конфликта между КНДР и альянса во главе с США (Японией и Кореей США в борьбе за сохранение геополитического влияния с легкостью пожертвуют, а вот угрозу прямого конфликта с Россией допустить не могут). При этом практически гарантировано снимается угроза КНР по втягиванию в конфликт или блокаде. А это значит, что значительная часть усилий США по созданию альянсов в Азии за последние пять лет проваливается. Косвенным подтверждением нервной реакции США стали заявления о дополнительной поддержке Украине со стороны США.
Третье. Экономическое партнерство с КНДР это не «подаяние нищему», как пишут некоторые либеральные комментаторы, а выгодная «сделка». Россия получает возможность привлечения более миллиона квалифицированных рабочих на вои проекты (БАМ-2, «Восточный полигон», восстановление новых регионов), получает возможность использования портов КНДР, что потенциально способно увеличить перевалку грузов на десятки процентов. Экономические проекты способны обеспечить прирост ВВП на 5-6 % в ближайшие 5 лет.
Ключевых же пунктов договора – два. Статья 4, обязывающая стороны к военной помощи в случае объявления им войны и статья 13, говорящая о создании единого технологического пространства. И это весомо.