Этот ляп Байдена — лишь пример оговорок и ошибок, которыми изобилуют речи президента США и его соперника Трампа.
На вашингтонском Олимпе соседствуют два великовозрастных амбициозных оратора — по служебному предписанию, Джо Байден и Дональд Трамп, каждый из которых успел наговорить за последние годы столько нелепостей, что сторонние доброхоты, люди насмешливые, составили их полное собрание сочинений.
Никто из нас не безупречен, да и грешно смеяться над колоритными представителями вашингтонской геронтократии. Тем не менее, близкое знакомство с их оговорками позволяет лучше понять, в какой именно сфере их когнитивных способностей случаются сбои. А заодно проверить, насколько умело им удается осуществлять damage control, что подразумевает снижение репутационных потерь.
Будучи вице-президентом США при Бараке Обаме, Джо Байден как-то заявил: «Нет никаких причин, по которым страна Африка не может или не должна встать в ряды самых процветающих стран мира в ближайшее время». Тогда же его ловили за язык, когда он путал Сирию с Ливией, Ирак с Ираном, а также слова «эскалация» и «вакцинация».
17 апреля 2017 года во время посещения мемориала времен Второй мировой войны в Скрэнтоне, штат Пенсильвания, созданного в память о его дяде, Эмброузе Финнегане, Байден высказывал предположение, что его тело, возможно, было съедено. «Его сбили в Новой Гвинее, и тело так и не нашли, потому что когда-то там действительно было много каннибалов». В официальной справке о смерти летчика Финнегана сказано: самолет упал в океан у берегов Новой Гвинеи, но ни тело, ни сам летательный аппарат не были найдены.
7 февраля 2017 года Джо Байден перепутал президента Франции Эммануэля Макрона с его покойным предшественником Франсуа Миттераном, а вскоре на другом митинге дважды назвал канцлера Германии Ангелу Меркель именем давно покинувшего этот мир Гельмута Коля.
В августе 2020 года Трамп, выступая на форуме, посвященном поддержке национальных парков, сделал неуклюжую попытку произнести название Йосемитского национального парка, которое звучит как «Йосемити» (Yosemite). Попытка не удалась. Из уст Трампа вылетело «Йо семайт», что звучит как «Привет, семит!».
Трамп — не меньший путаник, чем Байден. 23 октября 2023 года в предвыборной речи в Нью-Гэмпшире он назвал премьер-министра Венгрии Виктора Орбана турецким лидером и добавил, что бывшая Османская империя сегодня граничит с Россией.
Уже в этом году 8 февраля постоялец Белого дома, выступая на пресс-конференции, где он отрицал справедливость вывода, сделанного в докладе специального прокурора Роберта Хура — в нем он представлен как «пожилой человек с плохой памятью», — Байден назвал раиса Египта Абдель Фаттаха Ас-Сиси «президентом Мексики».
24 февраля, на слете организации «Консервативные политические действия», Трамп неожиданно признался, что... согласен с президентом России Владимиром Путиным в том, что он предпочитает не его, а Джо Байдена. Как это понимать? Скорее всего, экс-президент имел в виду, что вопреки сфабрикованному «Рашагейту», задуманному Хиллари Клинтон и ее кланом для доказательства манипулирования выборами 2016 года в пользу Трампа со стороны Москвы, он на деле — истый русофоб и грозный враг России. Впрочем, сомневаюсь, что вся аудитория без изъятий смогла постичь истинный смысл этого высказывания.
7 марта после речи в Конгрессе США по поводу ограничения цен на отпускаемые по рецепту лекарства Байден внезапно пригласил конгрессменов полететь с ним в дальние края и своим глазами увидеть более низкие цены на лекарства в «Торонто, Берлине, Москве — я имею в виду, извините меня — ну, даже в Москве, вероятно».
9 марта Трамп во время выступления в Риме, штат Джорджия, заявил, что «результаты опросов сфальсифицированы». Но затем, видимо, вспомнив, что все последние месяцы эти замеры настроений избирателей указывают на его лидерство в т.н. колеблющихся штатах, поспешил исправиться:
«Не обращайте внимания на это последнее заявление, мне так нравятся опросы».
16 апреля Байден на фоне охвативших университетские кампусы протестных действий в поддержку палестинцев в интервью телеканалу CBS в Бирмингеме, штат Алабама, вознамерился продемонстрировать свою решительность: «Я ясно дал понять израильтянам — не трогайте Хайфу». Хайфа — это крупный портовый город на севере Израиля. Понятно, что президент имел в виду Рафах, город на юге сектора Газа.
24 апреля Байден, во время выступления перед профсоюзом строителей Северной Америки, зачитал вслух указание со своего телесуфлера «Сделать паузу». Получилось забавно: «Представьте, что мы сможем сделать дальше, за следующие еще четыре года, сделайте паузу».
11 мая Трамп назвал бывшего президента США Джимми Картера «Джимми Коннорсом», но почти молниеносно осознал свой ляп и в свойственой ему бойцовской манере вылил на того ушат помоев: «У Джимми Картера была плохая репутация». И следом атаковал своего оппонента на предвыборном ринге: «Но сейчас он считается совершенно блестящим президентом по сравнению с Байденом».
14 мая Байден в интервью Yahoo Finance, чтобы лишний раз уколоть своего предшественника и поставить себе в заслугу снижение темпов раскрученной дороговизы, заявил: инфляция, «когда я пришел (в Белый дом в январе 2021 года), была на уровне 9%». На самом деле, согласно индексу потребительских цен, Байден унаследовал трамповскую инфляцию в размере 1,4% в годовом исчислении.
Как-то на митинге в штате Нью-Джерси Трамп рассказал собравшимся, что только что съел хот-дог, вопреки совету, который ему однажды дал Фрэнк Синатра: «Никогда не ешь перед выступлением». На что Трамп якобы ответствовал: «Я не артист, я политик». Такой эпизод не мог иметь место, потому как Синатра ушел в мир иной в 1998 году, задолго до того, как строительный магнат и ведущий телевизионного реалити-шоу ворвался в большую политику.
Едва ли Трамп нафантазировал эту ситуацию. Сама по себе байка примечательна тем, что представляет собой манипулирование фактами ради приукрашивания своего образа.
Синатра, одиннадцатикратный лауреат музыкальной премии «Грэмми», четырехкратный победитель конкурса «Золотой глобус», обладатель «бархатного» тембра голоса и пластинок с исполненными ими песнями, что были проданы в количестве более 150 миллионов экземпляров, — культовая, почти сакральная фигура. А потому погреться в лучах его славы или просто спроецировать на себе ее отсвет равнозначно беспроигрышному заигрыванию с избирателями.
Сара Дорн (Sara Dorn) из журнала «Форбс» применяет к оговоркам двух политиков-тяжеловесов изящные эвфемизмы. Это-де «риторические ошибки» (rhetorical missteps) и «словесные промахи» (verbal slip-ups). К чести журналистки, в собранной ею летописи ни один из двух соперников не выглядит ее любимчиком.
Примечательно, к каким приемам прибегают оба претендента на титул следующего президента, когда хотят уязвить друг друга. Однажды Трамп перепутал имя своей супруги Мелании, назвав ее... Мерседес. 81-летний Байден не упустил случая отвесить ему пощечину, заявив, что 77-летнему Трампу «примерно столько же лет, сколько мне, но он не может вспомнить имя своей жены».
Следуя совету своих политтехнологов не педалировать тему преклонного возраста, потому как это может ударить и по нему бумерангом, Трамп эксплуатирует другой тезис. Байден, мол, не слишком стар, чтобы быть президентом, но слишком «некомпетентен».
В качестве предварительного резюме и справедливости ради стоит привести мнение профессора Школы общественного здравоохранения Иллинойского университета в Чикаго С. Джей Ольшански:
«Кто-то насмехается над тем, что Трамп повернул направо, когда ему следовало повернуть налево? Очень важное событие. Споткнулся? Вступайте в клуб. Слово, произнесенное с ошибкой? Это случается со всеми нами. Никто из нас не выжил бы под прицелом телекамер 24 часа в сутки семь дней в неделю».
Тем временем сильно огорченный избиратель, которому не хочется выбирать меньшее из двух зол, в ходе февральского опрос Bloomberg / Morning Consult, без обиняков дал понять, что торжество геронтократии его никак не устраивает. Оказалось, что скромный разрыв в четыре года между Байденом и Трампом имеет значение. Если 47% опрошенных считают, что Трамп и/или оба кандидата на пост главы государства и Верховного главнокомандующего ВС США уже в категории перестарков, то в отношении Байдена таковых набралось 82%. Почувствуйте разницу.
* * *
Вспоминается выдающийся отечественный златоуст Виктор Степанович Черномырдин. В контексте данной темы стоит привести его лукавую фразу: «Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу».
Дельный совет. Но политики вынуждены в силу специфики их профессии быть мастерами раговорного жанра. Публичность при выполнении ими служебных обязанностей вынуждает постоянно делать заявления, отвечать на вопросы, общаясь с прессой или с избирателями.
Таковы правилы игры. Ну, а в игре можно пропустить и мяч, как в теннисе, и удар, как в боксе. Однако, при беглом обзоре штрафных очков за произнесенные благоглупости, получается, что счет в этом виде состязания между Байденом и Трампом примерно равный.