Заявление делегаций государств-участников Договора о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации
на второй сессии Подготовительного комитета Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия 2026 г.
(22 июля - 2 августа 2024 г., Женева)
Уважаемый господин Председатель,
Позвольте поздравить Вас с избранием на этот высокий пост и заверить вас в полной поддержке со стороны делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации.
Мы, государства-участники Договора о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, вновь подтверждаем свою приверженность сохранению и укреплению режима нераспространения ядерного оружия.
Республика Беларусь и Российская Федерация исходят из того, что ДНЯО исключительно важен для укрепления глобальной безопасности.
Он является одним из центральных элементов системы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Сохранение базовых ценностей Договора и содействие его эффективности – не только обязанность всех государств-участников, но и одна из приоритетных задач для поддержания стабильности в мировом масштабе.
Призываем исходить из целостности ДНЯО, равной значимости всех трёх его фундаментальных составляющих – ядерного нераспространения, мирного использования атомной энергии и разоружения. Намеренное вычленение и продвижение государствами-участниками отдельных выгодных для себя элементов из содержащихся в Договоре прав и обязательств не способствует эффективности обзорного процесса.
Ядерное разоружение невозможно рассматривать изолированно, в отрыве от современных военно-политических и стратегических реалий. Преамбула и Статья VI ДНЯО четко вписывают его в контекст всеобщего и полного разоружения. Решать эту задачу следует в совокупности, коллективными усилиями ядерных и неядерных стран и на реалистичной основе поэтапного подхода. По этому пути необходимо продвигаться в полном соответствии с положениями консенсусных документов обзорного процесса по ДНЯО, согласно которым шаги, ведущие к ядерному разоружению, должны способствовать укреплению международной стабильности, мира и безопасности. При этом должен неукоснительно соблюдаться принцип повышения уровня безопасности для всех и ненанесения ей ущерба. Необходима кропотливая работа со стороны всех членов международного сообщества по созданию благоприятствующего разоружению климата при обязательном учёте интересов всех сторон.
Вынуждены констатировать, что в настоящий момент ситуация в области международной безопасности и стратегической стабильности не способствует разоруженческой деятельности. Целый ряд тесно взаимосвязанных факторов создает остро негативную атмосферу, препятствующую прогрессу на указанном треке, включая усилия в области контроля над ядерными вооружениями и ядерного разоружения.
Среди таких факторов: расширение НАТО в ущерб безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства; враждебные действия стран НАТО, несущие риски прямого вооружённого конфликта ядерных держав; стремление США добиться решающего военного превосходства в целях безраздельного мирового господства; развёртывание США глобальной системы противоракетной обороны в сочетании с наращиванием высокоточных неядерных вооружений большой дальности в рамках дестабилизирующих концепций «достартового перехвата» и «глобального удара»; продвижение США по пути к выводу оружия в космос и развёртыванию в различных регионах мира наземных ракет средней и меньшей дальности; попытки США и НАТО увеличить выгодные для себя дисбалансы в области обычных вооружений; передовое базирование ядерного оружия США на территории пяти неядерных государств-членов НАТО в оперативной досягаемости территории Союзного государства; наращивание государствами-членами НАТО военных потенциалов и интенсификация военной деятельности в непосредственной близости от границ государств-участников Договора о создании Союзного государства; нелегитимное применение Западом в обход ООН ограничительных мер, наносящих ущерб безопасности других стран.
Для дальнейшего прогресса на разоруженческом треке прежде всего потребуется отказ от политики целенаправленного подрыва безопасности суверенных государств, что подразумевает неукоснительное соблюдение принципа равной и неделимой безопасности, а также готовность к комплексной равноправной работе по укреплению международной безопасности и стратегической стабильности с учётом всех ключевых факторов в их взаимосвязи. Кроме того, для обеспечения дальнейших практических результатов в сокращении ядерных вооружений понадобится присоединение к этому процессу всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом, в первую очередь всех ядерных государств-членов НАТО.
Убеждены, что разоруженческий процесс невозможен без успешного осуществления положений ДНЯО, направленных на противодействие распространению ядерного оружия. Предназначенные для проверки соблюдения Статей I и II Договора всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ представляют собой надёжный барьер на пути деструктивных для всей Планеты процессов, которые могли бы привести к крупнейшему глобальному кризису. Наши страны твердо намерены делать все возможное как на национальном, так и на международном уровнях для дальнейшего содействия этой важной работе.
В отношении же реформы системы гарантий МАГАТЭ подчеркиваем: при любых изменениях контрольный механизм Агентства должен оставаться объективным, деполитизированным, технически обоснованным и базироваться на заключённых государствами соглашениях с МАГАТЭ.
Мирное использование атомной энергии – тема, которой следует уделять больше внимания на мероприятиях обзорного процесса. Наши государства – наглядный пример того, как создание атомных генерирующих мощностей на основе передовых технологий способствует социально-экономическому прогрессу. Также государствам-участникам важно рассмотреть различные направления неэнергетического применения мирного атома.
Убеждены, что международные усилия в области нераспространения ядерного оружия, в том числе связанные с совершенствованием систем экспортного контроля, не должны вести к необоснованным ограничениям научно-технического сотрудничества в мирных целях и использоваться для создания односторонних конкурентных преимуществ как в ядерной, так и в других областях.
К сожалению, в 2015 и 2022 гг. обзорные конференции завершились без принятия итогового документа. Причиной стали завышенные ожидания отдельных государств, а главное – стремление стран НАТО использовать ДНЯО для решения политических задач, никак не связанных с нераспространением ядерного оружия, их нежелание работать над действительно консенсусными формулировками и слушать оппонентов. Подобный образ действий ведёт к срыву обзорного процесса.
Беларусь и Россия настроены на конструктивное взаимодействие в ходе этой сессии Подготовительного комитета со всеми без исключения делегациями в духе взаимоуважения без политизации, ультиматумов и при учёте интересов и озабоченностей друг друга. Призываем остальных участников следовать такой же линии.
Благодарю за внимание.
22.07.24