производственные итоги 2009 года
ОАО РЖД:Спад в грузовых перевозках в течение года
удалось сократить с более 33% в январе до итоговых 15%
но ежемесячное снижение объема перевезенных пассажиров к концу года
только возросло — с 4,5% в январе до 17,8% в декабре.
В целом по 2009 году наибольший спад продемонстрировали строительные грузы - 35%,
лом черных металлов - 32,6%,
металлоконструкции - 31,9%,
лесные грузы - 26,8%.
В 2010 году на 5% вырастет объем перевозок нефтеналивных грузов — прежде всего
за счет перевозок нефти после запуска первой очереди трубопровода
Восточная Сибирь—Тихий океан - около 15 млн тонн.
Свои докризисные позиции восстановят металлургические грузы,
уже наблюдается относительный рост перевозок руды.
В пассажирских перевозках
негативные тенденции только усугубляются.
Объем отправок в 2009 году составил 1,133 млрд человек, что на 12,5% меньше чем в 2008 году.
В пассажирский сектор кризис пришел на два месяца позже, чем в грузовой:
если в январе 2009 года спад пассажирских перевозок еще не превышал 4,5%,
то уже в феврале он составил 10,9% и к концу весны достиг 14,3%.
Кризис заставил ОАО РЖД пойти на беспрецедентный шаг — применить
гибкую систему скидок для пассажиров в период массовых отпусков.
Эти шаги по стимулированию спроса помогли удержать темп спада
перевозок с июня по сентябрь в пределах 12-13%.
Но осенью падение усилилось.
В октябре объем перевозок снизился на 16,8%, в ноябре — на 17,1%, в декабре — на 17,8%.
В ОАО РЖД объясняют спад пассажиропотока снижением
платежеспособности населения в результате кризиса.
Эксперты считают, что причина углубления спада — в неадекватно высоких тарифах.
Сейчас из Москвы в Петербург можно улететь самолетом в два-два с половиной раза дешевле,
чем доехать по железной дороге.
50-процентные государственные субсидии авиаперевозок на Дальний Восток также негативно
сказались на железной дороге.
Пассажиры наиболее чувствительны к ценам на билеты, в то время
как у грузоотправителей гораздо меньше альтернатив
в выборе способа транспортировки собственной продукции.