Семь причин барселонского турне харизматичного каталонского лидера.
Из всего этого экшена стоит отметить, наверное, несколько показательных моментов. Несмотря на семь лет, проведенных в эмиграции, Карлес Пучдемон остается достаточно популярной фигурой в Каталонии. Его партия «Вместе за Каталонию» не то, чтобы даже скрывала сам факт его скорейшего появления на родине. Каким-то же образом на площади у Триумфальной арки собрались десятки, если не сотни человек, и полиция не могла об этом не знать.
Три сотни полицейских, не говоря уже о пограничниках, были обязаны его задержать, а вместо этого бывший лидер даже уехал на личной машине стража порядка. Остальные на вопрос Генерального прокурора ответили, что «выжидали нужный момент для ареста, чтобы не спровоцировать беспорядки».
Да, его партия, скажем так, не выиграла выборы, но тем не менее, оставила себе шанс торговаться, а значит, так или иначе влиять на принимаемые решения. С социалистическим правительством Педро Санчеса был заключен пакт. Они пересматривают закон об амнистии участникам бучи 2017 года, а взамен «Вместе», а это 7 депутатов, поддерживают или во всяком случае не хоронят ключевые решения правительства. То есть так или иначе они Санчесу нужны, чтобы не развалилась его коалиция, и без того еле собранная и держащаяся, что называется, на скотче и спичках.
Но на самого Пучдемона эта амнистия не распространяется. 30 мая испанский парламент принял, а 11 июня утвердил этот нашумевший закон об амнистии. Цель его — отменить ордера на арест оппозиционерам, покинувшим страну. Но они все равно будут действительны до окончания расследования, а эта процедура — на месяцы, если не больше.
Первая цель появления Пучдемона — попытаться дестабилизировать заседание местного каталонского парламента, Женералитата, который должен был в тот день утвердить кандидатуру Сальвадора Ильи на пост председателя. В принципе, Пучдемон является же депутатом, а значит, имеет право присутствовать и голосовать.
План был такой. В программе-максимум стоял срыв заседания и голосования. Если бы это удалось, и ни одна кандидатура не прошла бы на пост председателя до 26 августа, то в Каталонии назначаются новые выборы.
Гипотетический арест Пучдемона мог бы как минимум отложить голосование по кандидатуре Ильи. Генсек партии «Вместе за Каталонию» Жорди Турулл должен был в этом случае потребовать прекращения заседания.
По неподтвержденным данным каталонского радио, Пучдемон заключил с полицией договор, по которому те дают ему возможность выступить на площади, а он в обмен сдастся в руки правосудия. По испанским телеканалам без конца крутили эпизод, где адвокат Пучдемона жестикулирует из-за белого экрана на импровизированной сцене — получился этакий китайский театр теней — и по губам видно, как он произносит: «vamonos» («пошли»), после чего следует замешательство и к парламенту беглец уже не едет и в плен не сдается.
В итоге хитроумный план провалился и Сальвадор Илья стал председателем «Женералитата». Первым с 2010 года политиком, не представляющим никакую сепаратистскую партию. Таким образом, впервые за более, чем 10-летие, сторонники независимости потеряли власть в Каталонии.
Вторая цель возвращения Пучдемона — привлечь к себе внимание и подчеркнуть, что он все-таки надеется на возрождение движения за независимость. Ясно, что после его изгнания, бегства в Бельгию и ареста соратников, оно слабнет. Вопрос о независимости Каталонии остается нерешенным.
«Я не знаю, сколько еще пройдет времени и когда мы снова сможем увидеться, и не важно, что еще случится, но когда мы вернемся, я надеюсь, что мы снова сможем громко крикнуть: «Да здравствует свободная Каталония!» — это то, о чем я говорю всегда в своих речах», — заявил мятежный лидер.
Третья причина и цель — легитимизировать свою позицию и право на возвращение. Во всяком случае, попытаться утвердить свои официальные права на положение лидера Каталонии. Он всегда утверждал, что его преследование незаконно. Ситуацию, в которой Пучдемон оказался, он и его сторонники считают «демократической аномалией», а власти криминализируют право на самоопределение, не позволяя депутату присутствовать на заседании «Женералитата».
Еще одна часть плана — побороться за отмену ордеров на арест, выданных испанскими властями. Во всяком случае, попытаться можно было.
Идея такая. Он появляется в Каталонии, все это освещается мировыми СМИ, он получает возможность высказать свою позицию, привести юридические аргументы и в итоге надеется на международную поддержку.
Пятая цель — поддержать тех, кто еще относит себя к его сторонникам. Так сказать, укрепить моральный дух бойцов. Смотрите, братцы, я семь лет в изгнании, не сдаюсь, и вы держитесь.
В-шестых, его возвращение могло бы быть сигналом Мадриду о возможности начала новых переговоров. Я, дескать, приехал, рискнул своей свободой, мои люди числом семь душ поддерживают вашу коалицию, так чего же мы ждем, давайте договариваться. Это, конечно, маловероятно, ведь коалиция, какая-никакая, создана, выборы в самой Каталонии партией проиграны, у власти там — Сальвадор Илья, социалист, соратник Санчеса и бывший министр здравоохранения, проведший страну через пандемию и потому весьма популярный политик. Так что пока серьезной базы для переговоров не прослеживается.
Седьмая идея, наконец, — показать другим каталонским деятелям, что Пучдемон не сдается и вычеркивать его телефон из записных книжек пока рано. Он вполне может вернуться и сходу включиться в региональную политику.
А может, и не только в региональную.