Алёша Попович ( Слушатель ) | |
24 авг 2024 12:01:40 |
alexandivanov ( Слушатель ) | |
11 сен 2024 19:05:43 |
ЦитатаЦель данной статьи состоит в том, чтобы показать, какую позицию занимали правительство Чемберлена, английские и американские нефтяные монополии в отношении снабжения германского противника нефтью в период «странной войны».
ЦитатаАнглийские официальные историки утверждают, что после возникновения второй мировой войны Румыния и СССР превратились в основных поставщиков нефти в Германию [1; 2].
Вместе с тем они умалчивают о том, какую роль в снабжении Германии нефтью из Румынии, стран Среднего Востока и Западного полушария играли англо-голландские, франко-бельгийские и американские нефтяные монополии. Все же некоторые сведения об этом проникли в печать. Швейцарский историк Ф. Маржера, изучивший западногерманские, английские и французские архивные документы, установил, что с сентября 1939 по апрель 1940 г. основным поставщиком нефти в Германию являлась Румыния. СССР с сентября 1939 по январь 1940 г. почти не поставлял нефти в Германию, а с февраля по май 1940 г. поставки советской нефти в Германию были в 5 раз меньше румынских поставок. Маржера, а также английский историк М. Пиртон приводят ряд фактов, свидетельствующих о тесных связях руководителей нефтяных компаний «Ройял Датч Шелл», «Англо-Иранской нефтяной компании» с правительством Чемберлена [3; 4].
//////
В Лондоне знали, что несмотря на длительную подготовку к войне Германия не сможет обойтись без ввоза нефти и другого сырья, тем более если война станет затяжной. Перед войной между генеральными штабами Англии и- Франции была достигнута догороренность о том, что на первой стадии войны союзники будут вести против держав оси лишь экономическую борьбу. При этом предусматривались две формы воздействия на противников: 1) исключить возможность получения противниками из-за границы материалов, необходимых для ведения войны; 2) расстроить экономическую жизнь внутри держав оси, особенно Германии, путем бомбардировки нефтеперегонных заводов, заводов по производству синтетического горючего, нефтехранилищ и т. д. Правительство Даладье согласилось с тем, чтобы руководство экономической войной осуществлялось из Лондона, где была создана французская экономическая миссия [2. Р. 36].
До войны основными поставщиками нефти и нефтепродуктов в Германию и Италию были англо-голландская компания «Ройял Датч Шелл», «Англо-Иранская нефтяная компания» и американская «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси», входившие в Международный нефтяной картель.
Накануне войны произошли три события, резко обострившие борьбу между нефтяными монополиями за рынки сбыта.
Осенью 1937 г. мировая капиталистическая экономика вступила в новый кризис, из которого она не смогла выйти вплоть до возникновения войны. США являлись самой крупной нефтедобывающей и нефтепотребляющей страной, в 1937 г. там было добыто 196 млн т нефти. Почти вся нефть потреблялась внутри страны, за границу вывозилось около 10 %, ввоз же в США ограничивался 4,5 % от добычи нефти внутри страны. Таким образом, внутренний рынок США оказался закрытым для английских конкурентов, а также для американских нефтяных компаний, действовавших за пределами США. В 1938 г. потребление нефти в США сократилось на 3 %, а экспорт американской нефти в Европу возрос на 3 млн т [24. Р. 456—458], в результате чего произошло обострение борьбы между нефтяными компаниями на европейских рынках.
Вторым, весьма неприятным для Международного нефтяного картеля (МНК) событием явилось открытие и начало эксплуатации американскими нефтяными компаниями «Стандард ойл компани оф Калифорнии» и «Тексако», не входившими в состав МНК, крупнейших в мире месторождений нефти в Саудовской Аравии. В 1939 г. здесь было добыто 534 тыс. т нефти [25.Р. 109]. Все попытки МНК договориться с новым опасным конкурентом оказались безуспешными. Американские нефтяныекомпании-аутсайдеры готовились к борьбе на европейских рынках. Государственный секретарь США К. Хэлл и его заместитель С. Уэллес отметили в своих мемуарах, что накануне и в период второй мировой войны Саудовская Аравия стала превращаться в «сферу жизненных интересов» США. С. Уэллес оценил получение американскими нефтяными компаниями концессий в Саудовской Аравии как реванш за поражение, которое Англия и Франция нанесли США на Арабском Востоке после первой мировой войны [26. Р. 1498; 27. Р. 269].
Третьим неприятным как для английских, так и для американских нефтяных компаний событием явилась национализация нефгяной промышленности в Мексике в марте 1938 г. Английские и американские нефтяные компании сделали все возможное для того, чтобы дезорганизовать деятельность созданной в Мексике государственной компании «Пемекс»: отозвали своих специалистов и увезли техническую документацию, прекратили покупку и транспортировку мексиканской нефти. Правительство Чемберлена пошло даже на разрыв дипломатических отношений с Мексикой. Более сдержанную позицию в отношении Мексики заняло правительство Ф. Рузвельта, и не случайно. Американские нефтяные монополии сумели даже извлечь пользу из острого конфликта, возникшего между Англией и Мексикой.
Американский нефтепромышленник У. Р. Дэвис, поддерживавший тесную связь с Г. Герингом, руководившим подготовкой германской экономики к войне, организовал летом 1938 г. экспорт мексиканской нефти в Германию и Италию. Всего с июня 1938 по сентябрь 1939 г. «Дэвис ойл компани» экспортировала свыше 3 млн т мексиканской нефти, более половины было отправлено в Германию. Перед войной доля мексиканской нефтив снабжении Германии достигла 20 %. (28. Р. 82—84]. Все это также способствовало обострению борьбы американских и английских нефтяных монополий за рынки сбыта.
////
После введения экономической блокады правительство Чемберлена потребовало, чтобы Балканские и Скандинавские страны прекратили экспорт в Германию стратегического сырья. 12 сентября военный кабинет Англии принял решение скупитьвсю румынскую нефть. В тот же день в Бухаресте начались англо-румынские переговоры о продаже румынской нефти Англии, но в середине сентября они были прерваны. Румынское правительство потребовало, чтобы Англия платила за нефть долларами, а британское казначейство отказалось выполнять это требование [2. Р. 250].
////
Инициаторы создания нейтрального блока Балканских держав фактически предлагали Германии выбор: либо она оставит Балканы в покое и направит удар против СССР (в таком случае ей будет предоставлен доступ к стратегическому сырью на Балканах), либо балканские страны будут окончательно вовлечены в систему англо-французских военно-политических союзов [34. R 7539/2613/67. 14/ІХ. 1939].
////
15 сентября американский нефтепромышленник У. Р. Дэвис обратился к президенту Ф. Рузвельту с просьбой разрешить ему выехать в Италию и Германию для того, чтобы выяснить возможность прекращения войны между Германией и западными державами. Дэвис указал, что продолжение войны между этими странами может причинить большой ущерб его компании, так как англичане вряд ли разрешат Италии импортировать большое количество нефти. Он выразил надежду на то, что после его поездки президент США может выступить в качестве посредника между воюющими державами [37. Р. 272; 35. Р. 270]. Ф. Рузвельт изъявил готовность рассмотреть этот вопрос, если ему будет сделано официальное предложение [37. Р. 272]. Госдепартамент выдал У. Р. Дэвису паспорт, и он отправился через Италию в Германию. 15 сентября английский посол в Вашингтоне лорд Лотиан обратился к английскому министру иностранных дел лорду Галифаксу, а также к другим членам военного кабинета с просьбой как можно подробнее информировать его о дальнейших намерениях правительства Англии. Он указал, что эта информация необходима ему для предстоящих переговоров с руководителями США [34. 800/397. Р. 30—33].
Вступление советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 17 сентября 1939 г. сорвало антисоветские замыслы гитлеровцев и правящих кругов западных держав. Советские войска заняли нефтепромышленный район Дрогобыч — Борислав и железную дорогу от Львова до румынской границы, которая была быстро перешита. Таким образом, Красная Армия преградила путь немецко-фашистским агрессорам не только на Восток, но и на Юго-Восток.
Во второй половине сентября между Лондоном и Берлином велись закулисные переговоры о прекращении войны. В это время заметно изменилась позиция руководителей внешней политики Англии в отношении экономической блокады Германии.
/////
В начале 1940 г. импорт стратегического сырья в Италию стал быстро возрастать. Американские нефтяные компании готовились заменить поставки нефти из Румынии в Италию поставками нефти из-за океана и из Саудовской Аравии с тем, чтобы освободить румынскую нефть для Германии. В 1939 г. импорт румынских нефтепродуктов в Италию составил 637 тыс. т [46.С. 29]. 14 февраля 1940 г. болгарский консул в Нью-Йорке Дойчев сообщил в Софию, что американцы готовятся увеличить поставки мексиканской нефти в Италию, откуда она может реэкспортироваться в страны Юго-Восточной Европы. Освободившаяся нефть Румынии может быть отправлена в Германию, которая испытывает крайнюю нужду в нефти [29. Оп. 11. Д.
////
10 марта 1940 г. во время визита германского министра иностранных дел Риббентропа в Рим ему в принципе удалось договориться с Муссолини и Чиано о возобновлении военно-политического сотрудничества между Германией и Италией. Германия согласилась увеличить поставки угля в Италию по железной дороге до 1 млн т в месяц [47. Р. 433]. Таким образом, попытки западных держав направить агрессию держав оси против СССР оказались безуспешными. Гитлеровцы использовали бездействие Англии и Франции для завершения подготовки наступления вермахта на Западном фронте.
///
Созданная «Тексако» и «Стандард ойл компани оф Калифорниа» совместная компания в Саудовской Аравии «Калтекс» быстро наращивала добычу нефти [См.: 6. Р. 41]. Кроме того, «Тексако» и «Стандард ойл компани оф Калифорниа» имели нефтепромыслы и крупный завод на Бахрейне, на котором перерабатывалась бахрейнская и аравийская нефть. Нефтепродукты направлялись в танкерах через Суэцкий канал в Италию. Поражение Франции в июне 1940 г. и ослабление английских позиций на Балканах создали реальную угрозу прорыва Германии на Ближний Восток. Эта угроза особенно усилилась после вступления Италии в войну против Англии и Франции
10 июня 1940 г. С лета 1940 г. соперничество английских и американских нефтяных компаний отступает на задний план. Перед империалистами Англии и США возникла общая задача не допустить прорыва держав оси в богатые нефтью страны Ближнего и Среднего Востока.
////
ЦитатаФранцузский премьер-министр Даладье в беседе с полпредом СССР Довгалевским 17 марта 1933 г. даже заявил, что он “считает преступным снабжаться нефтью у англосаксов и что если он удержится у власти, то обязательно заключит... в рамках общего торгового соглашения договор на исключительное снабжение Франции советской нефтью”.
....
Большое значение имел импорт советской нефти для Германии. В заключительном протоколе о советско-германских экономических переговорах от 17 января 1933 г. указывалось: “...увеличение ввоза советских нефтепродуктов отвечает германским интересам”. 25 февраля 1933 г. между СССР и Германией было заключено соглашение о предоставлении германскими банками кредита Советскому Союзу на сумму 140 млн марок.
В соглашении предусматривалось, что оплата кредита и процентов со стороны СССР будет производиться нефтепродуктами. Сбытом советской нефти и нефтепродуктов в Германии занимались советско-германские акционерные общества - “Дероп” и “Дерунафт”, которые имели широкую сеть нефтехранилищ и бензоколонок по всей стране. СССР, экспортировавший нефть в Германию и другие европейские страны, являлся для западно европейских и американских нефтяных компаний опасным конкурентом.
....
Нефтяные компании США и Англии сыграли важную роль в возрождении промышленной мощи Германии и в приходе Гитлера к власти. В 1929 г. было заключено соглашение между рокфеллеровским нефтяным трестом “Стандард ойл” и германским химическим концерном “ИГ Фарбениндустри”, сыгравшее важную роль в последующей подготовке Германии к мировойвойне. Концерн “ИГ Фарбениндустри” получил от “Стандард ойл” свыше 60 млн долларов на разработку технологии производства синтетического горючего в промышленных количествах.
После того, как в Германии была установлена фашистская диктатура и прозвучала гитлеровская программа войны за расширение “жизненного пространства” для Германии на востоке Европы, трест “Стандард ойл” стал финансировать строительство новых заводов синтетического горючего в Германии.
Трест “Стандард ойл” расходовал также крупные суммы на разведку и организацию добычи нефти в Германии, ему ж е принадлежало более половины капитала нефтяного концерна “Дойч - американише петролеум”, в собственности которого находилось более трети всех бензозаправочных станций в Германии. На средства “Стандард ойл” в Гамбурге был построен нефтеперегонный завод, по тому времени крупнейший в мире. Английский нефтяной магнат Г.Детердинг, возглавлявший англо-голландскую компанию “Ройял Датч-Шелл”, оказывал финансовую поддержку нацистской партии Гитлера задолго до ее при хода к власти.
В ночь на 28 февраля 1933 г. в Берлине был совершен провокационный поджог здания рейхстага, в котором гитлеровцы обвинили коммунистов. По этому поводу полпред СССР в Германии Хинчук писал 3 марта 1933 г. в наркомат иностранных дел СССР: “Получены сведения об инспирации поджога рейхстага Детердингом, надеющимся в результате обострения борьбы с коммунизмом и СССР в Германии добиться изгнания “Дероп” и осуществления нефтяной монополии. Предполагаются участниками поджога его агенты. Детердинг действовал со вместно с Герингом”.
Обращает на себя внимание факт, по-видимому, не случайного совпадения поджога рейхстага с началом кампании преследований в отношении “Дероп”: именно с 28 февраля 1933г. по всей Германии начались многочисленные обыски в отделениях “Дероп” и “Дерунафт”, аресты советских граждан - сотрудников “Дероп”, проводился бойкот колонок “Дероп” под лозунгом “Русский бензин является средством коммунистической пропаганды”
....
Имеющиеся документы позволяют предположить, что бойкот “Дероп” был инспирирован англо-американскими нефтяными компаниями. В частности, в письме заместителя наркома иностранных дел СССР Крестинского полпреду СССР в Германии от 27 марта 1933 г. говорилось: “...беспокоит явно руководимый из центра поход против местных отделений “Дероп”.
В провинции у широкой публики и у нашей клиентелы “Дероп” создается впечатление, что лучше, во избежание неприятностей, не иметь с “Дероп” дела. А это-то только и нужно нашим конкурентам ” (курсив мой.-В.К.), т.е. владельцам “Стандард ойл” и “Ройял Датч-Шелл”.
...