Страны, поддержавшие таможенную политику ЕС против КНР, теперь по одиночке пытаются договориться с Пекином.
Вслед за лидерами ведущих экономик Евросоюза в Пекин на прошлой неделе пожаловал премьер-министр Испании Педро Санчес. Принимали его, как и других его коллег из Европы, подчеркнуто вежливо, с подобающими первому лицу страны тонкостями протокола. Санчес провел встречи и переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, главой Госсовета КНР Ли Цяном и председателем ВСНП Чжао Лэцзи. Кроме того, испанский премьер принял участие в деловой встрече представителей бизнеса двух стран, посетил промышленные объекты, открыл институт Сервантеса в Шанхае.
Китайские и испанские СМИ пишут, что главной целью визита было поддержать двусторонние отношения на фоне трений между ЕС и КНР. А испанцы объясняли учтивость Санчеса желанием сохранить экономические отношения с второй экономикой мира и главным торговым партнером Испании вне ЕС. Опасность над этими отношениями нависла в связи с введением дополнительных пошлин на китайские автомобили в размере до 37 процентов, а также другими ограничениями в торговле, которые ввел или планирует ввести ЕС, раскручивая маховик торговой войны.
Видимо не просчитав последствия, Мадрид поддержал введение пошлин на электромобили на уровне ЕС. Как известно, Брюссель объясняет повышение таможенных тарифов якобы нерыночным субсидированием отрасли со стороны китайских властей. К такому выводу пришло еэсовское антидемпинговое расследование, инициированное лично главой Еврокомисии дер Ляйен. Китайцы на это сначала пожаловались в ВТО, а потом ответили зеркально — провели аналогичное расследование в отношении некоторых видов сельхозпродукции, поставляемой из ЕС, в частности, свинины и молочных продуктов, которые завозятся в КНР из стран Европы примерно на €5 млрд. Причем это лишь четвертая часть поставок агропромышленной продукции из ЕС в Китай, так что китайцы при желании могут еще много чего расследовать и ограничить. Они этого пока принципиально не делают, выступая против протекционизма, за свободный рынок.
Как известно, в ЕС сельское хозяйство обильно субсидируется со стороны правительств стран и структур ЕС. Судя по всему, результаты китайского расследования были изначально предопределены. Но китайцы с повышением пошлин не торопятся, надеясь, что если их не поймут в Брюсселе, то это дойдет до отдельных лидеров стран ЕС. Ожидается и решение спора в ВТО, причем необязательно в пользу европейцев.
Пошлины на китайские электромобили действуют пока в «экспериментальном» режиме. Вопрос об их превращении в постоянные или наоборот — об отмене или снижении — будет рассматриваться в октябре. Как сообщает Рейтер, повышенные тарифы будут введены, если квалифицированное большинство из 15 членов ЕС, представляющих 65% его населения, не проголосует против них.
В этой повисшей тяжелой паузе Санчес и приехал в Пекин, дабы каким-то образом избежать ответных таможенных пошлин на испанскую свинину, которой завозится в КНР на 1,2 млрд евро. Это половина всех мясных поставок из ЕС в КНР. Кстати, новыми пошлинами ЕС на электромобили оказались обложены и машины испанского автоконцерна SEAT, которые производятся в Китае и поставляются в том числе и в ЕС. К счастью, испанский автопром не так широко представлен в Китае, как, например, немецкий или французский, а то бы и ему пришлось со временем задуматься о последствиях ответных шагов Пекина, который легко может ограничить производство у себя в стране или обложить ввозными пошлинами импорт.
В ходе поездки и переговоров Санчес делал всяческие реверансы в адрес китайских руководителей, в частности, хвалил их за то, что они продолжают обсуждать даже те вопросы, по которым нет близких позиций.
Как сообщает китайский телеканал CGTN, «Педро Санчес подписал в Китае множество соглашений и призвал нарастить обмены между людьми и сотрудничество в области торговли, инвестиций и новой энергетики. Испанский премьер-министр признал усилия Китая в обеспечении мира и развития во всём мире и его вклад в решение международных и региональных проблем. Он также подтвердил приверженность Испании политике одного Китая. Санчес подчеркнул, что Испания поддерживает свободную торговлю и открытый рынок, выступает против торговых войн и пообещал помочь отношениям Китая и ЕС следовать правильным путём».
О сути испано-китайских переговоров говорит хотя бы заголовок статьи Рейтер: «Си Цзиньпин и Педро Санчес стремятся смягчить торговые споры между ЕС и Китаем». В ней, в частности, говорится: «Санчес, со своей стороны, выразил надежду, что ЕС сможет избежать торговой войны с Китаем, даже несмотря на то, что Брюссель рассматривает возможность введения тарифов на электромобили, произведенные в Китае». А также: «Перед встречей с Си Цзиньпином Санчес сказал на деловых мероприятиях, что Испания будет работать над достижением консенсуса в споре об электромобилях в рамках Всемирной торговой организации и что «торговая война никому не принесет пользы».
«Выступления Санчеса во время визита в Китай предполагают смену курса со стороны Испании, которая до сих пор поддерживала повышенные тарифы в отношении китайских товаров, сигнализируя об обеспокоенности по поводу влияния любых потенциальных последствий торгового спора между ЕС и Китаем на испанскую промышленность» — пишет Рейтер.
В статье приводятся такие слова Санчеса: «Буду откровенным, мы должны пересмотреть нашу позицию, все мы. Не только государства-члены, но и (Европейская) комиссия».
Выходит, что политика руководства и бюрократии ЕС противоречит интересам его стран-членов? Поддерживая курс Брюсселя, страны Евросоюза потом вынуждены на двустороннем уровне микшировать антикитайские затеи дер Ляйей и ее заокеанских кураторов? Получается, что Европа опять становится заложницей заокеанской политики сдерживания Китая и сама превращается в объект сдерживания?
Мы помним череду визитов европейских лидеров в Пекин за последний год. Не далее, как в июне в Китае побывал министр экономики Роберт Хабек, который пытался убедить китайцев, что Берлин не поддерживает общеевропейский курс на торговую конфронтацию и просил не вводить дополнительные пошлины в отношении немецкого автопрома, давно и масштабно присутствующего на китайском рынке. У него хотя бы были для этого основания: на предварительном голосовании внутри ЕС по введению повышенных пошлин на китайские электромобили Германия воздержалась. Затем в Китай отправилась большая делегация из Ирландии, также являющейся поставщиком молочных продуктов в КНР. В конце июля с визитом в КНР побывала премьер Италии Джорджа Мелони, которая перезагружала отношения с КНР и даже подписала трехлетний план действий по «развитию новых форм сотрудничества» с КНР.
А одновременно с Санчесом и примерно с теми же целями в Китае был премьер правительства Норвегии Йонас ГарСтёре. Норвегия — на третьем месте в ЕС по поставкам мяса в Китай.
Проблемы в двусторонней торговле с КНР возникли и у Франции, которая была в числе инициаторов введения ограничений на китайские электромобили. Весной Пекин сообщил о начале антидемпингового расследования в отношении европейских брендов коньяка, 99% импорта которых приходится на французские марки. Говорят, что коньяки просил не трогать лично Макрон в ходе приватного общения с председателем КНР Си Цзиньпином во Франции в мае с.г. И в конце августа китайские власти объявили, что повышенные тарифы на французский коньяк пока не будут применяться. А в этой «картине маслом» на заднем плане крупным пятном маячат французский автопром, косметика и бог знает что еще из французского импорта в Китай и французских бизнес-интересов непосредственно в КНР.
Так что будут ли китайцы пить французский коньяк и душиться французским парфюмом, зависит в основном от руководства ЕС. Добрая воля со стороны китайского руководства имеется. Хотя в принципе в Китае есть много того, что можно употребить вместо Hennessy и Martel. Маотай и «Белуга» там в почете.