Хромой Тимур и его команда
С Андреем Михайловым по Казахстану и миру
№ 4 (16876) от 15.01.2010
http://www.express-k…t_id=35741В последних номерах "ЭК" мы повели разговор о самой неортодоксальной отрасли ислама - суфизме и его неусидчивых адептах - дервишах. По путям суфиев мы следовали из Аравии, через Персию и Турцию, пока не достигли благословенной Бухары - дервишеского реактора глубинной Азии. Здесь, под куполом ислама, мы повстречали Ходжу Ахмеда Яссави, которому суждено было сыграть немалую роль в распространении учения пророка среди населения Великой Степи. И уже вместе с Яссави мы оказались в Туркестане - городе, где все проникнуто духом суфизма и сосредоточено вокруг знаменитого комплекса, воздвигнутого над прахом Хазрета.
Юг современного Казахстана, от Чуйской долины до Мангышлака, проникнут памятью о Ходже Ахмеде. Если не считать короткой советской эпохи, когда в каждом ауле стоял непременный Ильич с вытянутой рукой, можно уверенно сказать, что ни один персонаж здесь не может похвастаться таким количеством мемориалов и святынь, как он, Хазрет из Ясс. И тому есть несколько причин.
Во-первых, то, что он выходец из этих мест (а точнее Испиджаба-Сайрама, нынешнего села под Шымкентом), и большая часть его жизни прошла тут. Во-вторых, множество его учеников и учеников его учеников разошлись из Туркестана во все стороны, и их могилы, разбросанные по огромной территории, сегодня стали также объектами поклонения. И, наконец, немаловажную роль сыграл во всей этой ажитации Хромой Тимур, построивший взамен скромного глиняного мазара над могилой святого, величественное строение с величайшим в регионе куполом, чем как бы указал масштаб, создал прецедент и официально канонизировал святого подвижника.
Культ святых мазаров, в котором так причудливо перемешалась память о мусульманских чудотворцах и подвижниках со следами доисламских верований, - одно из самых любопытных и многоуровневых явлений в традиционной культурной жизни Глубинной Азии. Причем речь в данном случае, идет не о каком-то культе поклонения мертвым, а о живой традиции своеобразного "общения" с почившими праведниками. Мазар святого не был лишь почитаемой могилой, он нес в себе многочисленные функции, часто - весьма практические и утилитарные, которые привлекали к нему не только отстраненных молитвенников и постников, но и пестрые толпы страждущих, жаждущих и любопытных.
Можно сказать, что в странах кочевых культур мазары, наряду с базарами, были своеобразными "уголками стабильности", выделяющимися своей нарочитой статикой на фоне бесконечного движения, в условиях которого существовали номады. Неслучайно, многие святыни со временем превратились в архитектурные стержни, на которые нанизывались урбанистические круги многих современных казахстанских городов. Чтобы понять это, достаточно проанализировать исходную топонимику образцов нашего градостроительства. Как не вспомнить, к примеру, такие исторические названия, как Аулие-Ата или Акмола.
Аманат Пророка
В суфизме намешано столько, что его в каких только связях не подозревают. И с герметистами, и с каббалистами, и даже с буддистами. Действительно, в практике "силсилы", этакой прямой связи поколений суфийских праведников с самим пророком, многие усматривают влияние идей перерожденчества, широко распространенных в северных школах буддизма.
В этой связи очень любопытна легенда о том, как юный отрок, будущий Ходжа Ахмет, получил "аманат" из уст Арстан-баба (Арслан-баба). Интересно, что в представлении массовых верующих, аманат этот (символ веры, Святой дух) был обыкновенной косточкой хурмы, которую праведный Арстан-баба принял непосредственно от Мухаммеда и много столетий таскал за щекой.
Связь Арстан-баба с Ходжой Ахмедом, таким образом, нечто гораздо большее, чем отношения учителя с учеником. Через своего святого наставника богоизбранный отрок напрямую соединился с пророком, почерпнув духовную силу из первоисточника. Потому-то и после смерти оба суфийских святых остались связанными невидимой нитью.
Вспомним знаменитое предание о строительстве Тимуром мавзолея Ходжи Ахмеда, которое смогло начаться только тогда, когда был возведен мазар над прахом его духовного наставника - Арстан-баба. И сегодня благочестивые паломники, стекающиеся к Туркестану со всей Средней Азии, прежде чем совершить пятничное поклонение великому суфию, день накануне проводят в молитвах у могилы его воспитателя.
Судьба святыни
Несмотря на то, что возведенный невдалеке от Отрара мавзолей Арстан-баба стал своеобразным строительным тестом для создателей Ясской святыни, судьба самого мазара полна коллизий и неприятностей. Наверное, прорабам "тимуровской стройки", спешившим поскорее начать главный объект, таки удалось обмануть проведение и втереть высшим силам нечто недолговечное и недоброкачественное. Хотя, по определению, мавзолей Арстан-баба старше мавзолея Хазрета, на самом деле то сооружение, которое ныне высится над прахом учителя, насчитывает всего : четыре десятилетия.
Когда в 1971 году поднявшиеся в результате ирригационных работ грунтовые воды подтопили мавзолей, дабы избежать разрушения, его решено было снести. И : выстроить заново. Впрочем, то строение, что стояло на месте новодела ранее, также существовало всего 60 лет - в 1909 году его возвели на месте развалившегося мазара XVIII века. Тот, в свою очередь и в свое время, поднялся над руинами разрушенного землетрясением сооружения, относящегося к XIV - XV столетиям - того самого, "обетного", времен Железного Хромца. От него сохранилось несколько деревянных резных колонн, до недавнего времени хранившихся в музее института археологии. Но и он появился не на ровном месте, а в результате перестройки самого первого мазара над могилой праведника, отошедшего в мир иной в начале XII века и похороненного самолично Хазретом.
Таким образом, за время своего существования надмогильное сооружение над прахом Арстан-баба разрушалось и поднималось пять раз - и во времена Тимура, и в колониальные годы, и, что особенно невероятно, в эпоху развитого социализма. Интересно, что речь идет не о каком-то выдающемся архитектурном памятнике. Мазар Арстан-баба - классический объект культа и поклонения. Культа очень древнего, но дошедшего до наших дней.
На прием к Арстан-баба
Предание утверждает, что Арстан-баба отличался не только завидным долголетием, но и отменным здоровьем. Существует легенда, что праведник самолично принес из Отрара в Туркестан огромный казан, являющийся ныне главным культовым предметом комплекса-мавзолея. О великанском росте святого говорит верующим и размер его двухсаженного надмогильного памятника, расположенного в мавзолее слева по входу.
Как и многие другие исторические и мифические деятели прошлого, благодаря живой суфийской традиции, давно почивший Арстан-баба продолжает служить людям, исправно трудиться, совершая чудеса во имя тех, кто верует в его чудесную силу. И речь идет отнюдь не только о душевном спасении.
Мавзолей Арстан-баба имеет свои давние чудотворные традиции, а это само по себе мощнейший фактор воздействия на болести и горести страждущих, через мобилизацию их собственных внутренних ресурсов. Вера творит чудеса, а вера обреченного способна совершать воистину невероятное! Среди многочисленных женщин репродуктивного возраста, которых всегда можно встретить в изобилии среди паломниц, стекающихся к мазару со всей сторон, можно услышать немало рассказов о таких невероятных чудесах, случившихся с теми, кто уверовал, переночевал у святыни, поклонился праху, помолился Богу, прикоснулся к гробу. И в этом, даже с точки зрения науки, нет ничего удивительного. Вера - это сила!
Но у святого Арстан-баба есть, наряду с обычным чудотворничеством, и своя "узкая специализация". Он способен помочь в таком деликатном вопросе, как "насильственное принуждение" к шаманской деятельности, которое, как известно, передается из поколения в поколение не всегда добровольным путем.
Шаульдер - Алматы