Китайско-американские отношения строятся на подозрительности и враждебности Вашингтона, который стремится во всем ограничить Пекин.
По мнению американского посла в Пекине Николаса Бернса, «системными противниками» США и КНР будут оставаться по меньшей мере еще десятилетие. Что будет потом, какова развязка, он не сказал.
«Мы — системные противники, — заявил Бернс, выступая перед представительным собранием форума по геополитике, экономике и финансам, организованном Атлантическим советом (Atlantic Council), — Отношения между США и Китаем остаются крайне соперническими, мы представляем две крупнейшие экономики, две самые сильные военные державы, у нас самый большой потенциал оказывать влияние на другие страны в мире... и поэтому мы должны быть осторожны в том, как строим эти отношения».
По словам посла, самая главная «стратегическая дилемма» — необходимость одновременно конкурировать и пытаться «иногда быть партнерами» с КНР. То есть удерживать отношения в рамках конкуренции, не скатываясь к открытой конфронтации, в соответствии с так называемым консенсусом, достигнутым президентом Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином.
И здесь, по оценкам Бернса, есть успехи. В частности, посол отметил, что странам «в последние 9-10 месяцев удалось стабилизировать двусторонние отношения», фактически прекратившиеся после визита бывшего спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань и обнаружения китайского аэростата над территорией США. Сегодня, как считает американский дипломат, страны смогли «восстановить необходимые для успешного сотрудничества каналы связи на министерском уровне».
Вообще-то отношения Пекина и Вашингтона значительно охладели еще при администрации президента Дональда Трампа, затеявшей торговую войну с КНР. С приходом Джо Байдена и демократов ситуация не улучшилась, но даже усугубилась. Ряд инцидентов, в том числе визит на Тайвань тогдашнего спикера палаты представителей Нэнси Пелоси и уничтожение США китайского аэростата в воздушном пространстве Америки, привели к новому раунду дипломатического противостояния и бойкоту Китаем сотрудничества с США по целому ряду направлений, в том числе по линии оборонных ведомств. В последнее время была предпринята серия шагов для нормализации отношений.
Но, как видим, системные противоречия сохраняются, тому подтверждения приходят чуть ли не ежедневно. В частности, на прошлой неделе Министерство обороны КНР назвало США «самой большой угрозой миру и источником войн».
«Китай строит мир во всем мире, вносит вклад в глобальное развитие и защищает миропорядок, Пекин строго придерживается оборонительного характера военной политики, укрепляет национальную оборону», — заявил официальный представитель Министерства обороны КНР Чжан Сяоган.
При этом Вашингтон, по словам китайского представителя, неправильно понимает оборонную политику КНР, немотивированно обвиняя его в превышении этой необходимой обороны. Это намек на недавний антикитайский выпад координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джона Кирби, который обвинил Китай в «инвестировании средства в развитие стратегических вооружений при отсутствии соглашения, аналогичного российско-американскому Договору о сокращении стратегических вооружений (ДСНВ)».
Действительно, Китай наотрез отказывается даже обсуждать эту тему, ссылаясь на то, что его стратегический ядерный потенциал несопоставим с американским и российским.
Тем не менее американцев очень беспокоит, что Китай усиленными темпами этот стратегический арсенал развивает и модернизирует. По оценкам США, КНР располагает около 500 стратегическими ядерными боеголовкам и средствами их доставки, а к 2035 году этот арсенал увеличится до 1,5 тыс. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), количество боеголовок Китая выросло с 410 в январе 2023 года до 500 в январе нынешнего года. У США и России, по данным того же института, 3708 и 4380 активных ядерных боеголовок соответственно (в эти цифры не входят списанные и еще не утилизированные заряды; а данные по РФ приблизительные, так как с 2023 года наша страна не обнародует информацию о своем арсенале). По сведениям некоторых источников, США на самом деле располагают свыше 5 тыс. таких боеголовок. Поэтому КНР и не идет ни на какие переговоры о контроле за стратегическим ядерным оружием, что в свою очередь тревожит Вашингтон.
Еще один повод для такого беспокойства дал на прошлой неделе сам Китай. Впервые более чем за четыре десятилетия он провел испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) за пределами своей территории, причем в тот же день публично уведомил об этом весь мир. Запуск «эффективно проверил характеристики оружия и техники, а также уровень подготовки войск, и достиг ожидаемой цели», — сообщило агентство «Синьхуа». По традиции китайские власти никаких деталей не сообщили. Однако военные эксперты считают, что это, скорее всего, одна из новейших МБР DF-41 с дальностью полета от 12 тыс. до 15 тыс. км, которая была впервые представлена публике на параде во время празднования 70-летия КНР в 2019 году. Эта ракета наземного мобильного базирования способна достичь большей части территории США. А районы ее дислокации прикрыты российскими и китайскими противовоздушными комплексами. "Это крайне необычно, и, вероятно, впервые за десятилетия мы видим подобное испытание. Оно, скорее всего, говорит о продолжающейся ядерной модернизации Китая в условиях новых требований к испытаниям«,— сказал AFP американский эксперт по ядерной политике Анкит Панда.
Китайские ракетные испытания прокомментировали и в Кремле. «Это суверенное право Китая. Китай занимается военным строительством, мы с уважением относимся, и, разумеется, в рамках тех контактов, которые имеются между нашими двумя странами, в том числе и по линии оборонных ведомств, происходит необходимый обмен информацией», -заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Все верно, Китай развивает свои вооруженные силы, в том числе ядерный стратегический компонент. Это соответствует планам КПК и задаче, поставленной председателем КНР Си Цзиньпином — к 2049 году (то есть к 100-летию создания КНР) создать вооруженные силы «мирового класса».
Ну, а как еще должен действовать Китай? Сидеть сложа руки, глядя, как США усиленно вооружают Тайвань и сколачивают вокруг КНР агрессивные военные блоки? Не далее, как две недели назад президент США Джо Байден и премьер-министры Индии, Японии и Австралии по итогам встречи в формате QUAD опять обсуждали меры сдерживания Китая. При этом Байден заявил, что Китай якобы продолжает вести себя агрессивно в регионе.
На это китайский МИД рекомендовал США «отказаться от своей политики сдерживания Китая и прекратить использовать страны региона в качестве инструментов». Официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь прокомментировал итоги саммита так: «QUAD в „Индо-Тихоокеанской стратегии“ США позиционируется как основной механизм лидерства в регионе и является инструментом Вашингтона для сдерживания Китая и поддержания американской гегемонии. США постоянно повторяют, что они не нацелены против Китая, но первой темой саммита был Китай, на этом саммите повсюду обсуждали КНР, они лгут без зазрения совести, и даже американские СМИ не верят в это».
Такое вот балансирование в рамках контролируемого соперничества. Тем временем вслед за введением 100-процентных таможенных пошлин на китайские автомобили, в США заговорили о полном запрете на импорт авто, произведенных с участием производителей из Китая и других «недружественных» стран. На этот раз Белый дом указывает на угрозу национальной безопасности, которую несут подключенные к интернету автомобили, — фактически все современные модели, оборудованные системами помощи управления и безопасности. Министр торговли США Джина Раймондо с дрожью в голосе заявила в этой связи, что «иностранный противник может остановить или взять под контроль все свои транспортные средства в Соединенных Штатах, создавая аварии или блокируя дороги». План предусматривает запрет на ПО для автомобилей 2027 модельного года и может вступить в силу с января 2026-го. А запрет на оборудование (лидары, камеры и т.д.) начнет действовать в начале 2029 года. А может, и раньше. Эта мера станет одной из многих в контексте сдерживания технологического развития КНР, которое, как прямо говорят в США, угрожает их безопасности.
Кроме того, в Вашингтоне рассматривают идею законодательного запрета на выдачу виз членам Компартии Китая, а таких уже более 100 млн человек. И если Китай в американской стратегии национальной безопасности назван главной угрозой, то КПК считается главным и непримиримым врагом. В этом, по-видимому, и есть «системное противостояние», которое узрел посол США в КНР.