Приближение 7 октября, годовщины со дня атаки из сектора Газа, делает ситуацию еще более напряженной. Ударить нельзя воздержаться — где надо поставить запятую в этой фразе?
После операции «Пейджер», когда в руках активистов «Хезболлы» взрывались средства связи, и бомбардировок Ливана, в результате которых было уничтожено руководство «Хезболлы» и ряд иранских генералов, Израиль вошел в Ливан, а в ответ Иран провел ракетную атаку против еврейского государства. Так что теперь все ждут ответного хода против Ирана со стороны Израиля.
Что происходило после атаки ХАМАС из сектора Газа 7 октября прошлого года? Статус Израиля как государства с одной из самых сильных разведок мира и сильнейшей региональной армией на Ближнем Востоке сильно упал. Где же хитроумная разведка, если сотни жителей Газы мгновенно преодолели все системы контроля и безопасности и ворвались в Израиль? Где хваленая армия, если палестинцы несколько часов захватывали заложников, расстреливали посетителей музыкального фестиваля и штурмом брали кибуцы?
Прошел год. Понятно, что и спецслужбам Израиля, и армии надо было реабилитироваться, показать, что они по-прежнему сильны. И чем ближе траурная дата 7 октября, тем активнее ведут себя спецслужбы Израиля и ЦАХАЛ. Им надо было вернуть прежний статус, перехватив инициативу. И надо признать, что им это в определенной степени удалось, особенно после ликвидации практически всего руководства «Хезболлы», нескольких иранских генералов и самого лидера этой организации Насраллы. Но уничтожение Хасана Насраллы не решило проблемы, вместо него руководителем «Хезболлы» стал Сафи ад-Дин двоюродный брат шейха Насраллы, а также родственник Касема Сулеймани, иранского генерала, уничтоженного воздушным ударом американцами, поскольку сын Сафи ад-Дина женат на дочери покойного иранского командующего, то есть у него личные и весьма крепкие связи в КСИР. И если Насралла старался не втянуться в большую региональную войну, то Сафи ад-Дин — сторонник более жесткой линии в отношении Израиля.
Но можно ли говорить о том, что Израиль взрывами пейджеров и бомбардировкой Бейрута решил для себя проблему «Хезболлы»? Очевидно, что нет. Места погибших руководителей занимают новые люди, точно так же непримиримые к Израилю, все склады оружия и боеприпасов, даже при всех бомбежках, уничтожить невозможно и плюс не разгромлены хуситы «Ансар Аллах», иракские шиитские группировки, ХАМАС и «Исламский джихад» (признано террористическим и запрещено в России). Понятно, что когда шок пройдет, они перегруппируются и начнут по новой свою «священную войну».
Было очевидно, что Иран не оставит без последствий серию ударов Израиля по шиитской «Хезболле» и вход ЦАХАЛа в южный Ливан. Кроме того, ему надо было реагировать на бомбардировки по Ливану, удар по йеменскому порту Ходейда, который контролирует йеменское движение «Ансар Аллах», удары по Сирии и Ираку.
Все понимали, что не ответить Тегеран не может, иначе потеряет лицо. И вот 1 октября началась иранская ракетная атака по всему Израилю под названием «Истинное обещание-2», поскольку первой операцией с таким названием стал иранский ракетный удар по Израилю 13 апреля 2024 года. Одни пишут, что было выпущено 150 ракет, другие — что около 300. А по ее окончанию, как всегда, каждая сторона заявила о своей победе.
Иран объявил, что уничтожил 20 израильских самолетов, нанес удар по штаб-квартире «Моссад» и нескольким военным базам. Израильтяне опровергли рассказы о «страшных разрушениях», причиненных иранскими ракетами, и сообщили, что все истребители в целости и сохранности, все ракеты сбиты, а единственная жертва — араб-нелегал, который попал под обломки ракеты. При этом надо признать, что часть ракет израильский «Железный купол» не смог перехватить. В итоге обе стороны довольны: Иран сохранил лицо, нанеся ракетный удар, используя, в том числе, баллистические ракеты, а Израиль получил возможность продолжать боевые действия, указывая на то, что именно Иран является дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке.
Но главное — Иран показал, что способен пробить системы ПВО Израиля и США, которые тоже участвовали в отражении атаки.
При этом перед Тегераном все время стоит задача пройти между струек: сохранить лицо в мусульманском мире, нанеся удар, но так, чтобы не спровоцировать вступление в войну США, потому что в Иране прекрасно понимают: войну против коалиции Израиль-США-Западный мир он может и не выиграть.
С приходом нового президента Масуда Пезешкиана Иран стал всячески демонстрировать готовность к диалогу с Западом. Но промолчать после убийства Насраллы и всей верхушки «Хезболлы», бомбардировок Бейрута и захода израильской армии в Ливан он тоже не мог. По сообщению ряда источников, на которые ссылается The New York Times, президент Пезешкиан был вообще не в курсе последней ракетной атаки на Израиль до самого ее начала, атаку проводили ВВС Корпуса стражей исламской революции, а не армия Ирана, что, если это правда, свидетельствует об отсутствии единства в руководстве Ирана.
Масуд Пезешкиан
Нельзя забывать и о том, что Иран, долгие годы позиционируя себя как главного защитника мусульман в регионе, и после серии израильских атак на руководство «Хезболлы», мог потерять свой авторитет защитника прав палестинцев и лидера мусульманского мира. Поэтому можно ожидать дальнейшей эскалации со стороны Ирана, чтобы он подтвердил свое место в авангарде сопротивления Израилю. Ведь арабские суннитские государства без восторга смотрят на то, как Иран в одностороннем порядке назначил себя главным борцом за интересы мусульман. Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ, например, давно внесли «Хезболлу» в свои террористические списки. Арабские страны хотели бы вернуть в свой ареал влияния Сирию и Ливан, в которых сильны позиции Ирана. А для этого надо ослабить «Хезболлу» и Иран, и для ряда арабских стран было бы хорошо это сделать руками Израиля.
Некоторые арабские государства уже наладили (например, Израиль подписал соглашения Авраама — четыре мирных соглашения с четырьмя арабскими государствами — Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко), и другие тоже не против выстроить нормальные отношения с Израилем, а через него и с США, чтобы успешно торговать и воспользоваться всеми и выгодами современного мира. Недаром премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху с трибуны Генассамблеи ООН обратился к умеренным арабским странам: «Иран и его сторонники хотят ввести нас в эпоху террора. У меня к вам вопрос — какой выбор вы сделаете? Поддержит ли ваша страна Израиль, демократию и мир, или вы поддержите Иран — жестокую диктатуру, которая экспортирует террор на весь мир?».
Не верится, что его речь не была согласована с американцами. Арабам через Нетаньяху откровенно предлагается сделать выбор: Иран — или США и Западный мир.
Кстати, на Генассамблее ООН Нетаньяху демонстрировал карту с арабскими странами, на которых лежат благословение и проклятие. На этой карте, однако, никак не было обозначено палестинское государство, зато имелась яркая стрелка, показывающая, как бы мог пролегать торговый коридор из Европы через Саудовскую Аравию и Израиль. Этот коридор должен протянуться через Аравийский полуостров и Израиль, соединив Индию с Европой морским и железнодорожным сообщением, трубопроводами и оптоволоконными кабелями. Кроме того, коридор обойдет «узкие места» сегодняшнего морского сообщения и значительно снизит стоимость товаров, связи и энергии для более чем двух миллиардов человек. Подписав «Авраамовы соглашения» с некоторыми арабскими странами, Израиль был готов к подписанию соглашения с саудитами, но 7 октября 2023 года, после атаки со стороны Газы, вопрос этот завис в воздухе на неопределенное время. Поэтому имеет право и такая версия, что атака из Газы и была проведена именно для того, чтобы сорвать подписание договора с Саудовской Аравией, потому что подписание сильно ослабило бы позиции Ирана в регионе. Поэтому Израиль, США и Европа считают, что главное препятствие на пути строительства коридора — это Иран.
А пока ЦАХАЛ проводит свою спецоперацию в Ливане, армия Израиля вошла туда, но как бы ограниченным контингентом. Главная ее задача — взять под контроль 30-ти мильную зону на юге Ливана и обезопасить свои северные территории.
Пока Иран ограничился ракетным ударом по Израилю, но поступают более тревожные сведения.
Так, телеканал NBC со ссылкой на иранский источник сообщает, что Тегеран в ближайшие дни может принять решение об отправке своих солдат в Ливан. Представитель МИД Ирана сказал, что «высшие должностные лица одобрят переброску войск в Ливан и на Голанские высоты».
Иран попытается перебросить тысячи бойцов в приграничные районы Ливана и Сирии, сообщает Bloomberg.
Информированный собеседник агентства рассказал, что Сирия и Ирак станут ключевыми каналами для пополнения ресурсов «Хезболлы» после израильских ударов. Источник отметил, что за последние два месяца несколько тысяч бойцов были перебазированы из Ирака в Сирию, что свидетельствует: Тегеран готовился к усилению своих позиций.
Но если Иран решит перебрасывать крупные силы, то это не останется незамеченным ВВС Израиля, они попытаются разгромить военный контингент с воздуха, что приведет к еще большим человеческим жертвам и может превратиться в совершенно конкретную войну Ирана с Израилем с привлечением, на стороне последнего, США. Так что этот ближневосточный пинг-понг, похоже, будет продолжаться еще долго, поскольку каждая сторона на каждое действие противной стороны должна отвечать, но крайне аккуратно, чтоб не свалиться в серьезную войну.
Какой выход из этого ближневосточного тупика? На этот вопрос ответил министр иностранных дел России Сергей Лавров, заявив на сессии Генеральной ассамблеи ООН:
«Мы последовательно и неизменно исходим из необходимости полного и комплексного выполнения резолюции СБ ООН 1701, в которой прописаны как обязательства Израиля по прекращению всех наступательных военных операций, вывод своих вооруженных сил из южного Ливана и прекращение оккупации ливанских земель, так и обязательство „Хезболлы“ по отводу всех формирований к северу реки Литании. Неизбирательные атаки, жертвами которых становятся гражданские лица, категорически недопустимы. Путь войны, который избрал западный Иерусалим, не поможет ему вернуть внутренне перемещенных лиц на север страны, не обеспечит безопасность в ливано-израильском приграничье», — подчеркнул министр.
То есть вернуться к международным договоренностям, ведь ввод израильских войск в Ливан может привести к долгой и тяжелой для всех сторон войне, где победителя не будет, как уже произошло в 2006 году, когда ЦАХАЛ вошел в Ливан. А пока все ждут, чем и как ответит Израиль на ракетный обстрел своей территории 1 октября. Думаю, что ни ракетного, ни авиаудара по территории Ирана со стороны Израиля не будет, США не разрешат, но то, что опосредованный ответ будет, сомневаться не приходится.