Кандидат в президенты США пообещал разобраться с негодными чиновниками и силовиками. Насколько это опасно?
В сложнокомпозитном сообществе заокеанских демократов загустевает беспокойство от высокой вероятности второго пришествия Дональда Трампа, воспринимаемого уже как экзистенциальная угроза.
Повод для почти животного страха имеется основательный. Это принятый 21 октября 2020 года, незадолго до провальных для 45-го президента США выборов, Исполнительный приказ (Executive order) за номером 13957, более известный под кратким названием «График Ф» (Schedule F). За казенным названием скрывалась стратегия радикальной перетряски, читай — чистки государственного аппарата.
Документ за подписью доживавшего в Белом доме последние месяцы Трампа отменял замещение целого ряда должностей в федеральных органах власти на конкурсной основе и лишал служащих права обжаловать решения о принятии на работу или об увольнении.
Тем самым, как мгновенно отреагировали его ярые оппоненты, Большой Дональд нарушил 75 статью 5 раздела Кодекса Соединенных Штатов, регламентирующего, в частности, функционал, права и обязанности федеральных служащих и устанавливающий «требования к этике» (Ethics Requirements).
Предполагалось, отмечал боевой листок Демпартии The Washington Post, что «приказ Трампа от 2020 года будет ограничен по сфере применения и станет распространяться только на сотрудников, „занимающих должности политического характера с допуском к конфиденциальной информации“, но это означало, по прогнозам, — такая мера затронет около 50 000 аппаратчиков».
В теории, напоминает газета, на государственную службу должны приниматься работники, не имеющие обязательств перед какой-либо из партий. Принятый еще в 1883 году Закон Пендлтона предусматривал, что (как в идеальном, фантазийном мире) федеральные служащие получают назначение на должности в зависимости от своих профессиональных и персональных качеств (on merit), а не в награду за лояльность (или денежные пожертвования) тому или иному вашингтонскому политическому клану.
Трамп мотивировал свое решение «отсутствием подотчетности у федеральных служащих». Использованный им эвфемизм скрывал разочарование и раздражение тем, что ему, казалось бы, всевластному главе государства, не удалось претворить в жизнь многие свои намерения именно по причине эффективного саботажа со стороны бюрократии федерального уровня.
Трамп явно не испытывает ни малейшего сомнения в том, что ему вcтавляли палки в колеса приверженные неолиберальным догмам и лояльные по отношению к демократам аппаратчики т.н. «глубинного гоcдарства» (deepstate).
Кулак или топор был им уже занесен, но повис в воздухе. Трампа лишили возможности реализовать свои далекоидущие планы во время второго четырехлетного срока, попросив на выход из Белого дома. Более того, уже через два дня после вступления в должность его обидчик, 46-й президент США Джо Байден, тогда еще не изъеденный изнутри Альцгеймером, отменил Исполнительный приказ за номером 13957.
Объяснение своего поспешного шага в устах Байдена звучало звучно.Указ, мол, «подрывает основы государственной службы и принципы подбора кадров на основе заслуг». После чего пресс-секретарем администрации США была назначена темнокожая лесбиянка Карин Жан-Пьер, немногим уступавшая своей предшественнице — легендарной Джен Псаки в способности нести пургу и лепить горбатого.
Никак не вязалась эта мотивация команды Байдена с тем, что в полном соответствии с неолиберальной ортодоксией по всей вертикали и горизонтали власти стали продвигать на теплые местечки тех, кто входил в категорию «национальные и расовые меньшинства», а также по негласной квоте на представителей ЛГБТ+ и на «72 гендера».
И вот сейчас возникает вероятность подтверждения в сфере большой политики жизненности Третьего закона Ньютона, утверждающего, что любое действие вызывает равное и противоположное противодействие. Дональд Трамп ничтоже сумнящеся заявляет: после триумфального возвращения в президентское кресло, в чем набычившийся реваншист в неизменном красном галстуке не сомневается, «я немедленно переиздам свой указ от 2020 года, восстанавливающий полномочия президента по устранению чиновников-мошенников».
В специальном видеоролике, опубликованном в социальной сети, миллиардер без стеснения предупреждает: «Я буду использовать эту власть очень агрессивно».
Кого именно воспринимает Трамп как подлежащих выкорчевыванию негодных и неугодных ему государственных служащих? И это ключевой момент в предвыборном сюжете, поскольку позволяет смоделлировать возможные брутальные сценарии на самое недалекое будущее.
«Мы вычистим всех коррумпированных деятелей в нашем аппарате национальной безопасности и разведки, а их там предостаточно», — сказал как отрезал Трамп. И добавил, что целые «департаменты и агентства» будут реформированы, а «безликие бюрократы никогда больше не смогут выслеживать и преследовать консерваторов, христиан или политических врагов левых (сил), что они делают сейчас на таком уровне, что никто не может поверить, как это вообще возможно».
Масштаб задуманных чисток пока не определен, но у оппонентов он вызвал понятную нервозность. Сенатор-демократ от штата Мичиган Гэри Питерс, возглавляющий Сенатский комитет по внутренней безопасности и правительственным делам, заявил на состоявщихся во второй половине сентября слушаниях в Конгрессе, что план Трампа «заменить по меньшей мере 50 000 беспартийных карьерных государственных служащих назначенцами, „обязанными ему“, ослабит нашу национальную безопасность».
Скорее всего, Трамп не будет разрушать всю многослойную и действительно колоссальную по размерам пирамиду служб национальной безопасности — в одно только Разведывательное сообщество (Intelligence Community) входит 18 ведомств. Любой новый президент США по закону имеет право заполнить «своими людьми» 4000 должностей в государственном аппарате и тем самым отблагодарить их за поддержку и помощь в ходе выборов. Не исключено, что Трамп ограничится этим десантом своих лоялистов.
В любом случае предвыборная клятва Трампа провести «переформатирование» говорит о том, что он хорошо осведомлен: демократы американского генотипа сумели за последние десятилетия предельно насытить управленческие и околовластные структуры своими агентами влияния и просто единомышленниками.
Слова о реанимации приказа за номером 13957 — это свидетельство серьезности намерений Трампа, коль скоро он без всякой боязни объявляет, по сути, войну одному их самых влиятельных кланов внутри истеблишмента — клану силовиков.
Рискует ли Трамп? Безусловно, рискует. Дерзкий вызов в стилистике «иду на Вы» может обернуться плачевным финалом.
Вспомним: осенью 2023 конгрессмен-демократ и наследник империи Levi Strauss Дэн Голдман едва ли не первым признался в намерении «ликвидировать» Трампа. А в марте 2024 года бывший ведущий телеканала MSNBC Кит Олберманн, когда Трамп на митинге сторонников сравнил себя с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, пожелал ему также пасть от руки наемного уийцы.
Два покушения Трамп чудодейственно пережил. Третье может стать роковым.