Экономические и социальные проблемы, инфляция, отсутствие нравственных приоритетов, криминал — вот капитал, который накопила Америка при демократах.
В отличие от хрестоматийных отечественных бед, сведенных к двум укоризнам — «дороги и дураки», в Соединенных Штатах, как минимум на четыре напасти больше. Это прожорливая ржа, поедающая инфраструктуру, от железных дорог до мостов. Это «новые бедные», не имеющие шансов выплатить банковские кредиты и вынужденные заменять в своем рационе мясо на сосиски. Это гендерно-озабоченные персонажи с девиантным поведением и агрессивной потребностью самоутвердиться. А еще это овощеподобные наркоманы — из них 100 тысяч ежегодно гибнет от передозировки опиоидными препаратами.
А также завезенные наркокартелями — с негласного благословения демократов — мигранты, часть которых состоят или обслуживают бандформирования с латиноамериканской пропиской, уже успевшие погрузить чуждые им города в криминальный беспредел.
* * *
Красивым жестом в пользу бедных призвано было стать именное повеление сходящего с авансцены формально еще президента США Джо Байдена. Он подписал распоряжение о выделении 2,6 млрд долларов на замену... свинцовых водопроводных труб.
Неспешно вращаются шестеренки государственной машины: инвестиции в обновление водопровода были одобрены в самом начале правления «Сонного Джо» — в 2021 году. А сами свинцовые изделия законодательно запрещены еще в далеком 1986 году. На избавление граждан от опасного для здоровья свинца сейчас отвели 12 лет, но есть сильное подозрение, что «перестройка» затянется.
Схожая ситуация с необходимой модернизацией 47 тысяч мостов и 15 тысяч плотин, находящихся в аварийном состоянии, а заодно и электросетей, значительная часть которых перевалила за пенсионный возраст. Совсем удручающая статистика касается состояния железнодорожного полотна и подвижного состава: ежегодно порядка 1000 поездов сходят с рельсов на обочину, а подчас и в кювет.
Роберт Фрэнсис Кеннеди-младший, племенник 35-го президента США Джона Кеннеди, в своих инвективах в адрес бывших однопартийцев (его клан всегда стоял горой за демократов) приводит говорящий факт: в то время как по США не курсирует ни один высокоскоростной поезд, в Китае построено 45 тысяч километров ВСМ.
Озвучена стоимость полноформатной реконструкции инфраструктуры в США: 6 триллионов долларов. Вновь терзают смутные сомнения: дойдут ли триллионы до адресатов? Не повторится ли душераздирающая история с выделенными зеленоголовыми бюрократами 7,5 млрд долларов на строительство 500 000 зарядных станций для электромобилей? Построили в итоге всего... семь станций — а деньги чудесным образом закончились.
* * *
Продовольственная инфляция размывает средний класс. Цены на такие продукты как мясо, молоко и бакалейные товары, выросли на 30-40% по сравнению с началом президентства администрации Обамы-Клинтон-Байдена. Подсчитано: почти 50 миллионам человек хронически не хватает денег на еду, причем из них 14 миллионов — дети.
Приходится иметь дело и с тем, что называют shrinkflation — уменьшение размера бургера и других пищевых продуктов для сохранения прежней цены, что не всегда помогает бизнесу. Почему? Американские хозяйки все чаще предпочитают вместо мяса покупать сосиски.
К категории «новых бедных» впору отнести и семьи, обремененные выплатами по образовательным займам. В 1993 году средний долг составлял примерно 9 400 долларов. Три года назад средняя долговая нагрузка для обучающихся в университетах выросла до 29 100 долларов. В текущем году общая сумма задолженности как по федеральным, так и по частным студенческим кредитам достигла 1,74 триллионов долларов.
Осознание несимпатичной реальности — диплом вуза уже не входной билет в элиту — привело к падение престижа высшего образования и сокращению желающих поступать в университеты.
Поблекла еще одна мифологема, на которой во многом зиждилось чувство «исторического оптимизма» американцев — каждое новое поколение будет жить лучше предыдущего.
В полосу кризиса вошло и школьное образование, не сумевшее пережить переход на дистанционное обучение в ковидную пандемию, а также эпидемию вооруженных нападений, устраиваемых подростками с неуравновешенной психикой. Начался отток учителей, не способных справиться с неуправляемыми тинэйджерами и опасающихся не только за свое душевное здоровье, но и за саму жизнь.
Парадоксальным образом это компенсируется начавшимся обвалом рождаемости и, как следствие, углубляющейся демографической ямой. В муниципальных школах число учащихся за минувшие четыре года упало на 850 тысяч. Первоклашек становится заметно меньше. Причина прозаическая: по числу новорожденных американское общество обратилось вспять и сползло до уровня 1979 года.
«Кризис нынешних американских институтов наблюдается повсеместно — и образование не становится исключением из правила, — резюмирует политолог Малек Дудаков. — Вся система постепенно идет вразнос».
* * *
Отдельная тема — гендерное переформатирование нации. Хлоя Коул, активистка правозащитной организации Do No Harm, превратила себя в возрасте 13 лет из женщины в мужчину, но, осознав ошибку, вернулась в свое исходное естество три года спустя.
Хлоя Коул приводит собранные ею и коллегами данные: за последние четыре года 5 747 пациентов были подвергнуты лечению по смене пола, будь то мастэктомия или операция по переназначению половых органов. Еще 8 579 пациентов получали блокаторы полового созревания и/или заместительную гормональную терапию.
Медики из Do No Harm насчитали более 60 000 выписанных рецептов и идентифицировали двенадцать больниц, «грязную дюжину» (dirty dosen), как их назвала Хлоя Коул, которые на этом специализируются. Ремесло у них прибыльное. В одном только Нью-Йорке, цитадели неолиберальных фанатов насильственных мутаций как биологической природы, так и психики людей, общая стоимость операций и «лечений» составила 19 миллионов долларов.
Большая Фарма, по американскому выражению, громко хохочет по пути в банк (laughing all the way to the bank).
* * *
Припоминаю Денвер, столицу штата Колорадо, образца 1980-х годов, когда он славился высокой концентрацией высоколобых интеллигентов, уже оформившейся кастой головастых айтишников и в целом продвинутых граждан, которые даже ставили в то время любительский спектакль по чеховской пьесе «Дядя Ваня».
Сегодня повестку дня и образ жизни местных жителей определяет криминальный синдикат Трен-де-Арагуа, собравший в основном отморозков родом из Венесуэлы. Занимается незаконным оборотом оружия и наркотиков, похищением людей с целью выкупа и отмыванием денег. Эта мафия контролирует наркоторговлю и проституцию. Ее щупальца опутали и другие штаты, где беспредельщики отжимают нелегальный бизнес у старых преступных сообществ.
Правоохранительные органы подсчитали: в числе 7 миллионов нелегалов, проникших в США при нынешнем правительстве демократов, не менее 600 тысяч — закоренелые преступники, а среди них найдутся несколько сотен профессиональных террористов.
* * *
Весь этот ящик Пандоры с открытым верхом являет собой тяжкое наследство, которое и получит следующий квартирант Белого дома.