История Великой Отечественной войны.
349,884 2,665
 

  osankin ( Слушатель )
18 ноя 2024 19:45:16

Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны

новая дискуссия Статья  114

Нефть в системе ленд-лиза: нефтяной союз СССР и США в годы Второй мировой войны

Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, предпринятое осенью 1942 г., серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались отрезанными от основных транспортных магистралей. К этому времени из-за угрозы захвата региона был демонтирован нефтепровод «Баку — Батуми», а вывоз нефтепродуктов по Волге в период Сталинградской битвы оказался блокированным. В эти военные годы бурение новых скважин в Закавказье было прекращено, более того, из-за трудностей с вывозом нефти пришлось законсервировать большое количество высокодебитных фонтанирующих скважин. В целом, со второй половины 1942 г. нефтедобыча на Бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась примерно вдвое (см. Таблицу 1). Таблица 1. Добыча нефти в Бакинском районе (1941–1945 гг.), млн т Источник. Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. М., 1958. С. 286. Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий вместе со всем оборудованием и личным составом (приблизительно 10 тыс. специалистов) были перебазированы в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии. Этот вынужденный перевод нефтяной промышленности на восток привел к значительному сокращению нефтедобычи в стране, так и не позволив восстановиться отрасли вплоть до окончания войны. Падение нефтяного производства в условиях быстро прогрессирующего спроса на нефтепродукты привело к «нефтяному голоду», что не могло не сказываться отрицательно на ситуации на фронте и в тылу. Значительно улучшить ситуацию с топливом, преодолеть нефтяной дефицит смогли американские поставки в рамках программы ленд-лиза.
...
Для удовлетворения возросшего спроса на авиа- и автотопливо была разработана специальная ленд-лизовская программа, призванная способствовать производству бензинов в Советском Союзе. Уже в Первом (Московском) протоколе содержалось указание на необходимость поставок нефтеперерабатывающего оборудования по ленд-лизу. Однако, понадобилось около года, чтобы отправить в СССР шесть нефтеперегонных комплектов оборудования, которые впоследствии стали основой крупных нефтеперерабатывающих заводов в Куйбышеве, Орске, Гурьеве и Красноводске. Помимо этих комплексов Соединенные Штаты передали Советскому Союзу значительное количество дополнительного оборудования и материалов для переработки. Эти поставки приобрели особую значимость для экономики страны в связи с тем, что с начала войны предприятия нефтяного машиностроения переключились на производство оружия и боеприпасов. Кроме того, оборудование, переданное по ленд-лизу, оказало большое влияние на уровень технического развития отечественной нефтеперабатывающей промышленности. Установка и эксплуатация передового американского нефтеперерабатывающего оборудования позволили наладить промышленное производство высокооктановых бензинов, освоить новые технологии переработки. После окончания войны в СССР продолжали прибывать нефтяные грузы из США. С 13 мая по 2 сентября 1945 г. по программе ленд-лиза поступило 454 906 тыс. т высококачественных американских нефтепродуктов. Большое значение для разрушенного хозяйства страны имело подписанное октября 1945 г. соглашение на поставку в СССР трубопроводного оборудования (Pipeline agreement), продолжающее протоколы ленд-лиза. Этот договор, предусматривавший импорт на сумму 222 млн долларов, оказал существенное влияние на развитие отечественной нефтепроводной промышленности. Он предусматривал снабжение отрасли новейшим производственным оборудованием, в том числе станками всех типов, гидравлическими прессами, электрогенераторными станциями, моторами и т.п. Реализация этого соглашения сыграла большую роль в развитии газовой промышленности СССР, оказав непосредственное содействие строительству газопровода «Саратов — Москва», спроектированного еще в 1942 г. Ленд-лиз не был благотворительностью — это был пример хорошо продуманного взаимовыгодного сотрудничества. Уже к концу войны СССР вернул США 1 млн 70 тыс. т нефтепродуктов, оплатив основную часть полученных материалов. Кроме того, СССР принимал в своих портах флот союзников, обслуживал его, ремонтировал, обеспечивал топливом и т.п.
По мнению Э. Гопкинса, «американцы никогда не считали, что помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии». Со своей стороны руководитель советского государства И. Сталин отмечал, что ленд-лиз внес «чрезвычайный вклад в победу». Сталин обращал внимание на то, что «в предшествующих войнах некоторые государства оказывали денежную помощь своим союзникам, но она только оскорбляла тех, кто получал субсидии, и создавала финансовые трудности. Ленд-лиз не породил подобного зла». Американские нефтяные поставки, будучи частью общей программы ленд-лиза, оказали существенное влияние на снабжение советской авиации топливом в годы войны, на модернизацию отечественной нефтепереработки, на развитие трубопроводного транспорта страны. Тем самым советско-американское сотрудничество в нефтяном бизнесе внесло существенный вклад в победу стран антигитлеровской коалиции и оказало значительную помощь в восстановлении экономики СССР в послевоенные годы. Автор: В.Н. Косторниченко
  • +0.00 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  vova6857 ( Слушатель )
19 ноя 2024 12:35:18

1. "Говорите правду, только правду, но ... не всю" (Геббельс): упала нефтедобыча (по сравнению  с 40-м годом,  с 31 млн. тонн до 19 млн. тонн а 45-м), а вот производство именно авиационного бензина - практически не упало по сравнению  с 40-м, а производство автобензина и дизтоплива , после провала в 42-м (остановили заводы в Баку), к 44-му вросло  в два раза (хотя и не догнало 40-й год).  Парадокс плановой системы хозяйствования.
2. Первый "импортный" нефтеперерабатывающий завод заработал (опытная партия) в ... ноябре 44-го, и только к маю 45-го вышел на плановую мощность. Так что  к Победе он не успел. В отличие от Плоешти, поставившей южным фронтам 600 тыс. тонн топлива, за то же время (с ноября по май).
3. Удивительно здравое мнение!!!
  • +0.11 / 4
  • АУ