9 ноября 2024 года президент России одобрил закон о ратификации договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между РФ и Северной Кореей.
Главы КНДР и России подписали документ 19 июня в ходе визита Владимира Путина в Пхеньян. Далее шла процедура одобрения его Федеральным Собранием РФ и аналогичный процесс в КНДР. И вот документ вступил в силу.
Договор беспрецедентный как для современной России, так и для КНДР, потому что он предусматривает глубокое и всеобъемлющее взаимодействие и взаимную помощь, включая и военную. Статья 4 гласит: «В случае если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики».
Документ родился не спонтанно, а предопределен исторически и естественным образом отвечает на сложившиеся реалии. КНДР является, наряду с Белоруссией, уникальным безоговорочным союзником России на международной арене, в деле проведения СВО и противостояния коллективному Западу. Причем Россия, судя по всему, об этом КНДР не просила, эта позиция Пхеньяна принципиальная и вытекает из той ситуации, в которую загнали северокорейцев США и их сподвижники. Северная Корея в течение 50 лет находится под жесточайшими санкциями и военно-политическим давлением. Это, пожалуй, единственная страна в мире, которой удалось выжить в таких условиях и не только сохранить свой суверенитет, но и развиваться.
Долгие годы Россия косо смотрела на КНДР, не уделяя должного внимания развитию отношений. В нашей стране наш ближайший сосед демонизировался, представлялся отсталым, чуть ли не средневековым государством. Больше того, Россия присоединилась к санкциям в отношении КНДР, которые вводил Совет Безопасности ООН. Причем главной «виной» КНДР считается разработка ядерного оружия и средств доставки, то есть меры по обеспечению суверенитета и безопасности страны перед явной угрозой уничтожения со стороны США.
И вот у России нашлась политическая воля, чтобы преодолеть опасения и предрассудки и пойти навстречу нашему естественному союзнику. При этом, надо полагать, Россия отдает себе отчет в последствиях, поскольку обязательство военной взаимопомощи в случае нападения приближает нас к противостоянию с США в регионе, которые уже много раз стояли на грани развязывания войны с КНДР. Причем военная доктрина КНДР предусматривает применение ядерного оружия.
Уже в ночь на 10 ноября главнокомандующий Вооруженных сил Украины (ВСУ) Сырский сообщил верховному главнокомандующему Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генералу Кристоферу Каволи о готовящихся к участию в боевых действиях на стороне России военных из КНДР. По его утверждению, имеются многочисленные данные о подготовке северокорейских военнослужащих.
До этого руководитель пресс-службы Госдепа США Мэттью Миллер говорил, что в России размещены 10 тысяч военнослужащих из КНДР. Он предполагал, что эти бойцы находятся на территории Курской области и уже в ближайшее время могут принять участие в боевых действиях. Две недели назад, отвечая на вопрос о нахождении военных КНДР в зоне СВО, Владимир Путин заявил, что «спутниковые снимки – вещь серьезная», тем самым не опровергнув подготовку нашего союзника к реализации на практике статьи 4 договора.
11 ноября советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан сказал, что Вашингтон вместе с союзниками ответит Москве скоординированными политическими, дипломатическими решениями на участие военных КНДР в боевых действиях в зоне специальной военной операции. Речь идет также о дополнительной поддержке Украины. А 12 ноября представитель Госдепартамента США Ведант Патель сообщил, что военные КНДР начали участвовать в боевых операциях в зоне конфликта на Украине совместно с российскими вооруженными силами.
Риторика американцев – ярчайший пример лицемерия и двойных стандартов. То есть им можно убивать русских, поставляя Украине оружие и обеспечивая системы спутникового наведения и разведки, а также привлекать для этого своих союзников, а России и КНДР в этом «император» отказывает. Вашингтон тратит на помощь Украине десятки и сотни миллиардов долларов, стремясь нанести России стратегическое поражение, но при этом он отказался гарантировать безопасность КНДР, заключить с нею мирный договор и пожалел несколько миллиардов долларов на строительство атомных электростанций в КНДР в обмен на не разработку ядерного оружия.
И это еще раз подтверждает правильность действий российского и корейского руководства. Нам, что называется, терять нечего. Владимир Путин ранее заявлял, что Россия не просила КНДР о предоставлении военной помощи, в этом нет необходимости. С юридической точки зрения Россия не находится в состоянии войны, а в статье 4 договора говорится именно о войне. Но возможно, с просьбой об участии или предложением вышел сам Пхеньян, исходя из статьи 3 договора: «Стороны сотрудничают друг с другом в целях обеспечения прочного регионального и международного мира и безопасности». Военное противостояние с Республикой Корея и США в течение 50 лет не вылилось в масштабные боевые действия, а вооруженным силам КНДР нужен боевой опыт в условиях реальных военных действий…
А для стран НАТО это еще одно предупреждение: не лезьте, иначе в боевых действиях на Украине примут участие уже все вооруженные силы КНДР, которые насчитывают около 1,5 млн человек.
Для нас участие КНДР может быть важно и с политической точки зрения. Противостояние с НАТО в зоне СВО приобретает иной характер. А у КНДР могут оказаться последователи… Вот на Западе и засуетились. Но их ответ в нынешних условиях вряд ли может выйти за рамки того, что уже делается против России и КНДР. Альянсы, в том числе военные, которые США формируют в Тихоокеанском регионе, направлены прежде всего против КНР и вряд ли как-то изменятся в свете договора РФ-КНДР. Но теперь США будет противостоять скоординированный военный союз Москвы и Пхеньяна. При этом с учетом новых реалий руководство КНДР станет еще тщательнее взвешивать риски своих действий.
Можно надеяться, что кооперация в военной сфере повлечет за собой и экономический, и гуманитарный аспект. Торгово-экономическое сотрудничество с КНДР, которое осложнено санкциями и отношением внутри России, находится в зачаточном состоянии, но имеет большие перспективы. В последнее время Россия стала выступать за отмену международных санкций в отношении КНДР, но этого вряд ли удастся добиться. Придется как-то преодолевать, как это делает сама России, обходя ограничения со стороны Запада. Договор с КНДР не ограничивает и развитие сотрудничества в области здравоохранения, медицины, науки и многих других. Северокорейские рабочие могут с успехом помочь в утолении кадрового голова, особенно на Дальнем Востоке.
А если вспомнить историю, то договор РФ-КНДР продолжает давние традиции. Ведь это СССР помог Корее избавиться от японской оккупации, а потом, в 50-е годы прошлого столетия вместе в Китаем защитил КНДР от уничтожения в ее противостоянии с США и войсками их союзников под эгидой ООН. Тогда в бой с американской авиацией, выжигавшей корейские деревни, вступили советские асы, имевшие опыт Великой Отечественной. Мы тогда тоже не были в состоянии войны с США. Но в Вашингтоне уже был разработан план нанесения обезоруживающего ядерного удара по СССР.
Наши блуждания по демократическим закоулкам последних 30 лет закончились осознанием необходимости защиты суверенитета любыми средствами. И тут наше видение совпало с северокорейским.