2-я Мировая Война. Факты и мифы.
701,923 2,896
 

  osankin ( Слушатель )
24 ноя 2024 04:31:13

В день артиллерии стоит все же не только о фанфарах

новая дискуссия Статья  118

https://t.me/iron_wind/1117

Цитата

К вопросу о вовремя принимаемых решениях. Системной проблемой отечественной артиллерии в ВОВ 1941-1945 гг. были средства тяги. Вот они объективно не успевали тогда за развитием организационных структур.

Когда понадобились танковые и моторизованные дивизии, выбирать в Красной армии было не из чего. В итоге мд и тд получили в качестве тягачей трактора СТЗ-5 (в войсках нежно именовавшиеся "головастиками"), обладавшие невысокой скоростью хода. Они обеспечивали среднюю скорость движения с прицепом по шоссе 14 км/ч, а по грунтовым дорогам — 10 км/ч (это не блоггеры напели, это книга Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1957. С.133.)

Генерал М. И. Потапов, выступая на совещании командного состава РККА в декабре 1940 г. в качестве командира 4-го механизированного корпуса, говорил: «Несколько слов об артиллерии. Наша артиллерия, которая входит в состав механизированного корпуса, имеет такой трактор — СТЗ-5, который не успевает в своем продвижении за танковыми частями, поэтому требуемого взаимодействия мы не получаем. Этот трактор необходимо снять с вооружения механизированного корпуса и заменить его более мощным и вездеходным»

В одном из предвоенных докладов (март 1941 г.) председателя Артиллерийского комитета ГАУ КА генерал-майора В. И. Хохлова начальнику ГАУ Маршалу Г. И. Кулику указывалось: «Транспортные трактора СТЗ-5 и СТ-2, изготовляемые на базе сельскохозяйственных тракторов, также являются маломощными и тяжеловесными но в сравнении с сельскохозяйственными несколько подвижнее. Их средние технические скорости движения с прицепом не превышают: СТЗ-5 12-15 км в час и СТ-2 10-11 км в час, кроме этого они не прочны и ненадежны в работе» . На тот момент требовались средние технические скорости движения 20-25 км/ч. В закрытой работе «Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне» приводились выводы комиссии ГШ КА относительно адекватности задействованных в оснащении подвижных соединениях тягачей их задачам: «тракторы СТЗ-5, предусмотренные штатами для артиллерийских частей танковых и мотострелковых дивизий […] не обеспечивают их как по скорости движения, так и по мощности двигателя».

Почему мехкорпусам досталось такое чудо-юдо? Потому что никто не ставил вовремя и не прожимал задачу "скоростной тягач". Ну и сопутствующие проблемы. Двигатель подходящий найти и массово производить итп.

Сельскохозяйственные "сталинцы" ("катерпиллеры") С-60 и С-65 были вообще ужоснахом со скоростью пешехода. А на них опиралась вся артиллерия РГК. Не теоретически, а реально. "Коминтерны" и "Ворошиловцы" к 1941 г. в основном загнали в мехкорпуса, танковые войска. Как средство эвакуации. Танков, да.

У противника артиллерия РГК и танковых частей бегала быстрее. Что сказывалось. Потому что РГК надо маневрировать с участка на участок и гнать вслед за наступающими войсками. Желательно по пятам танков.

В целом справились, дотащили (на заставке 👆👆👆 "сталинец" тащит 152-мм МЛ-20 под Данцигом в 1945 г.), но это была системная проблема, которую так или иначе приходилось учитывать.



Мэтр не указывает, что в отсутствие нужного количества отечественных арттягачей Красную Армию сильно выручили проставки по ленд-лизу:

Другой ленд-лиз. Быстроходный средний трактор М5



Скоростной гусеничный тягач из Чикаго 

Рассказ о High Speed Tractor M5 из Музея Техники Вадима Задорожного



Самый полезный из гусеничных тягачей по ленд-лизу

High Speed Tractor M5 в Красной Армии



Самый массовый трактор, поставлявшийся по ленд-лизу

Американские артиллерийские тягачи Allis-Chalmers HD-7W (Medium Tractor M1) в Красной Армии




Большой гусеничный "Интер" в качестве арттягача

Гусеничный артиллерийский тягач International TD-18 (Heavy Tractor M1) и его использование в Красной Армии





Пы.Сы.

Следует отметить, что отечественные гусеничные трактора С-60 и С-65 ведут свою историю от американского трактора "Катерпиллер"

РУССКИЙ АМЕРИКАНЕЦ

СОВЕТСКИЕ ПОТОМКИ CATERPILLAR: ЧЕЛЯБИНСКИЕ ТРАКТОРЫ С-60, С-65 И С-80






Рассказы об оружии. Трактор С-65 «Сталинец»

  • -0.08 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!